Вы здесь

Автотрасса смерти. Молодой водитель заплатит свободой за косяки дорожников

Убитые дороги Саратовской области в минувшем году унесли жизни 144 человек. Но, скорее всего, реальных жертв автокатастроф, произошедших из-за неудовлетворительных дорожных условий, было больше. Просто иногда - то ли ради отчетности, то ли по более весомым основаниям - правоохранители предпочитают не замечать пресловутых НДУ. И яркий тому пример - расследование смертельного ДТП на трассе «Саратов-Озинки» в Федоровском районе, произошедшего 12 мая 2018 года.

Глас вопиющего с дороги

«Федоровский район одна сплошная яма. Заплатки этой дороге уже не помогут», «После Мокроуса дороги нет!», «Очень плохая дорога, наверное худшая или одна из худших, по которым доводилось ездить в России», - вот так в соцсетях и на профильных форумах отзываются автомобилисты об этом участке федеральной трассы.

Собственно, федеральной 325-километровая дорога А-298 «Сызрань - Саратов - Волгоград - Пристанное - Ершов - Озинки - граница с Республикой Казахстан» стала только в январе 2018 года. А предшествовали этому многолетние попытки губернских властей избавиться от непосильной для облбюджета обузы.

Дороговизна содержания этого актива действительно впечатляет. Так, например, в июне 2015 года региональное министерство транспорта и дорожного хозяйства объявило аукцион на реконструкцию 5 километров (с 83-го по 88-й) этой трассы, оценив предстоящие работы в 325 миллионов 631 тысячу 943 рубля. Правда, возмущение депутатов облдумы по поводу астрономической стоимости ремонта (свыше 65 миллионов рублей за километр) заставило чиновников пересмотреть максимальную цену контракта. В результате она была снижена до 207 миллионов 271 тысячи 394,81 рубля (41,454 миллиона рублей за километр).

Но даже столь значительные финансовые вливания в реконструкцию отдельных участков дороги не особенно повлияли на общую ситуацию. В результате государству трасса досталась в весьма плачевном состоянии, что не преминули отметить специалисты подведомственного Росавтодору Федерального управления автомобильных дорог «Большая Волга» (ФКУ «Поволжуправтодор», базируется в Пензе).

«Ранее трасса являлась объектом региональной сети, на ней проводились работы только в рамках содержания, при этом интенсивность движения на данном направлении за последние годы существенно возросла, - констатировали они. - Вследствие нарушений межремонтных сроков и увеличения интенсивности движения грузового транспорта произошло разрушение дорожной одежды, земляного полотна и искусственных сооружений».

Надо сказать, что в апреле 2018 года федоровский участок трассы А-298 во всей красе предстал на созданной ОНФ «Карте убитых дорог». Фотография этой, с позволения сказать, дороги сопровождалась комментарием «Кочки, бугры, выбоины. Жесть».

Но, как оказалось, еще большая жесть ждала впереди.

Федоровская аномалия

Раннее майское утро. По трассе «Саратов-Озинки» катит Lada Granta - за рулем 24-летний Владимир Ремез, в салоне три пассажира. И вот на 166-м километре дороги машина правым передним колесом попала в большую яму, автомобиль повело из стороны в сторону и выбросило на встречную полосу, по которой в тот момент ехала «Нива». Несмотря на приложенные водителем Lada Granta усилия, избежать столкновения не удалось. В результате аварии двое спутников Ремеза погибли, а он сам, еще один его пассажир и водитель «Нивы» получили тяжелые травмы.

Винить в случившемся исключительно раздолбанный асфальт, наверное, неправильно. Но называть дыры «неровностями» и констатировать «отсутствие ям и выбоин дорожного покрытия», как это сделало следствие, и вовсе недопустимо. И уж совсем вопиющим представляется упоминание в материалах дела знака «Неровная дорога» (зона действия 65 километров), якобы установленного на 111-м километре трассы. Ведь, по свидетельствам местных жителей, этого знака они в глаза не видели, по крайней мере, до аварии.

Зато им довелось наблюдать, как буквально на следующий день после автокатастрофы рабочие мокроусского ООО «Дорстройинвест» (директор - депутат совета Ерусланского МО Федоровского МР от «ЕР» Александр Андреев) в экстренном порядке латали ямы на этом участке. Причем представители этой компании были понятыми при осмотре полисменами места происшествия и составлении схемы ДТП. Мало того, именно силами «Дорстройинвеста» устранялись последствия столкновения, в том числе транспортировались в райцентр покореженные машины.

Подобное рвение в наше время - явление удивительное. Особенно, если проявляют его работники компании, формально не имеющей никакого отношения к этой дороге. Это уже потом, в октябре 2018 года, ООО «Дорстройинвест» получило от «Большой Волги» 40-миллионный подряд на «защиту асфальтобетонных покрытий от поверхностных разрушений герметизирующими пропиточными материалами» 37-ми километров трассы А-298 (с 16 по 21, с 45 по 50, со 114 по 119 и со 152 по 174 километр). А в мае прошлого года, когда до проведения тендера оставалось еще несколько месяцев, ни «Поволжуправтодор», ни «Дорстройинвест» знать не знали, что станут контрагентами. Стало быть, подобную прозорливость мокроусских дорожников можно объяснить разве что ясновидением.

Хотя чему тут удивляться, ведь в этой истории сверхъестественное на каждом шагу. По чьему-то щелчку из ниоткуда материализуется предупреждающий знак, ямы и выбоины превращаются в «неровную дорогу», а затем и вовсе исчезают благодаря волшебникам из ООО «Дорстройинвест». А потом в материалах уголовного дела о ДТП появляются результаты дополнительного осмотра места происшествия (видимо, после аврального ямочного ремонта), согласно которым «состояние асфальтового покрытия имеет незначительные дефекты, однако в целом состояние дорожного покрытия удовлетворительное».

«Неправильный» водитель

Вся эта «чудесная» фактура неизбежно подталкивает правоохранителей к следующей мысли: если с трассой все в порядке, значит, что-то не так с водителем Lada Granta. Вот только определиться с конкретной причиной, по которой он не справился с управлением, следствие затруднилось. Видимо, поэтому в обвинительном заключении их несколько, что называется, на выбор. Но в качестве основных предлагаются «утомленное состояние» Владимира Ремеза и скорость «около 90 километров в час», с которой он якобы двигался по «неровной дороге».

Последнее следствие считает доказанным фактом, поскольку на панели приборов разбитой легковушки «зафиксировано, что стрелка спидометра находится в районе деления 90 километров в час». Уверения обвиняемого, что он ехал со скоростью около 80 километров в час, в расчет не принимаются. И это вполне объяснимо, ведь он - сторона заинтересованная. Странно другое - в «обвиниловке» забыли сослаться на один из выводов государственного судебного эксперта Андрея Гайшуна, содержащихся в его заключении.

«Установить расчетным путем скорость автомобиля «ЛАДА-219010» регистрационный знак Х353ХО 64 исходя из обстановки, зафиксированной при проведении осмотра места происшествия, и по повреждениям автомобилей, возникших в результате столкновения, не представляется возможным», - констатировал специалист.

Также Ремез категорически отрицает, что вел машину в «утомленном состоянии» и в конце концов уснул за рулем. По его словам, он как следует выспался перед ночной поездкой из Саратовского района в Озинки.

И снова правоохранители ему не верят, ссылаясь на показания водителя «Нивы», 65-летнего жителя Ершова Василия Беседина. Дескать, непосредственно перед столкновением тот успел разглядеть в движущейся навстречу машине, что Владимир Ремез спал, положив голову на рулевое колесо. Кроме того, Беседин заметил на переднем пассажирском сиденье мирно почивавшего мужчину.

В уникальной наблюдательности и ястребином зрении пожилого ершовца полицейские нисколько не сомневаются. При этом они даже мысли не допускают о его возможной заинтересованности в признании Ремеза виновником ДТП. А ведь при таком раскладе страховые выплаты можно получить без особых проблем. Иное дело, если авария произошла из-за неудовлетворительных дорожных условий.

Тогда спрашивать придется не с местных чиновников или ремонтников, а с ФКУ «Поволжуправтодор», в чьем оперативном управлении с января 2018 года, находится трасса А-298. Тягаться в судах с влиятельным федеральным учреждением и его подрядчиками мало кому захочется. Слишком долгим может оказаться этот процесс, а его последствия - непредсказуемыми.

Если бы речь шла только о деньгах, на разного рода «аномальности» в расследовании ДТП можно было бы закрыть глаза. Но на кону - судьба человека, которому по части 5 статьи 264 УК РФ грозит до семи лет лишения свободы. Суду предстоит определить, виновник аварии Владимир Ремез или еще одна жертва убитой дороги. Поэтому особенно важно, чтобы мудрые и непредвзятые служители Фемиды не поддались на «магические» уловки и сумели отделить «волшебные» факты от реальных.

Статьи