В конце минувшей недели Генпрокуратура России сообщила, что в отношении чиновника министерства строительства и ЖКХ Саратовской заведено уголовное дело. Основанием стало превышение полномочий при вводе дома, возведенного по программе переселения из ветхого и аварийного жилья. Но у «Медиаликс 64» есть все основания полагать, что нынешнее дело является лишь первой ласточкой.
Посадкам дан зеленый свет
Согласно сообщению Генпрокуратуры, консультанту инспекционного отдела управления государственного строительного надзора министерства строительства и ЖКХ инкриминируется превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ).
В ходе проверки соблюдения градостроительного законодательства при возведении дома для переселения из аварийного жилья прокуратура Заводского района Саратова выяснила, что в декабре 2016 года сотрудник министерства незаконно выдал застройщику заключение о соответствии на многоквартирный дом, построенный на 3-м Артезианском проезде.
Странно, что чиновника не смутило отсутствие в здании лифта и водоснабжения, то есть серьезное нарушение технических регламентов. Во всяком случае, никаких огрехов он не обнаружил и дал добро на ввод дома в эксплуатацию.
Еще удивительнее, что злополучный документ подписал не министр Дмитрий Тепин, не его зам и даже не начальник одного из управлений, а, по сути, рядовой сотрудник - консультант. Вероятнее всего, его просто заставили это сделать, так как приближался конец года, сроки, как всегда, горели, а план по вводу жилья и переселению граждан никто не отменял. Видимо, ради достижения целевых показателей или максимального к ним приближения и было решено пожертвовать пешкой ради спасения ключевых фигур.
Новоселам отопление не нужно
А тем временем в областном минстрое продолжают всеми силами имитировать бурную, а главное - эффективную, деятельность. По информации нашего источника в ведомстве, в последние месяцы кратно возросло давление на сотрудников. Более того, руководство министерства пытается воздействовать не только на прямых подчиненных, но и на сотрудников Госстройнадзора, требуя от них выдавать заключения о соответствии проектной документации на фактические недострои. Согласно инсайдерской информации, служащие Госстройнадзора стали массово оформлять больничные листы, чтобы не подводить себя под статьи, санкционируя ввод в эксплуатацию зданий с существенными недостатками. Речь в данном случае идет как о достраиваемом жилье для обманутых дольщиков, так и о приобретаемых министерством квартирах для льготников.
Как стало известно ЦЖР «Медиаликс 64», квартиру в одном из таких зданий (Красноармейск, улица 1 Мая, 14) 6 сентября 2017 года чуть было не приобрело министерство строительства и ЖКХ Саратовской области. Комиссия осмотрела помещение и, не взирая на отсутствие отопления, одобрила его покупку. Это подтверждает справка (фото №1), которую МУП «Газтрансмаш» выдало местной жительнице.
Оставим за скобками моральную сторону вопроса, не будем взывать к совести чиновников и упрекать их в том, что они обрекают на нечеловеческие бытовые условия сирот и инвалидов. Во-первых, это бесполезно. Во-вторых, у должностных лиц имеется более серьезная мотивация быть гуманистами. А именно: действующее законодательство и условия конкурса, запрещающие покупать не доведенное до ума жилье. Но, похоже, в минстрое готовы пойти и на такие издержки. Ведь главное, чтобы победа, а значит, и бюджетные деньги достались нужному поставщику.
Есть мнение, что проблемы подобного рода начались в минстрое тогда, когда госстронадзор перестал быть отдельной единицей и два ведомства слились в единую структуру. Это привело к тому, что заказчиком и надзорной инстанцией выступает один и тот же орган, что и стало основой для нарушений.
Новое аварийное жилье
О том, что в реальности происходит на аукционах минстроя, не раз писали и наши коллеги из ИА «Версия-Саратов». В одной из таких публикаций речь шла о развернувшейся в Красноармейске борьбе предпринимателя Евгения Карташова за выполнение региональным министерством строительства и ЖКХ требований государственных контрактов по передаче квартир.
«Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области в конце августа 2016 года объявило 12 аукционов на поставку квартир для нужд министерства. 15 сентября, за день до начала торгов, со мной связался представитель министерства строительства и передал мне требования Артемьевой Юлии Ивановны (заместителя министра - прим. ред.) о том, чтобы я снимался с данных торгов. Я проигнорировал это требование. 16 сентября состоялись торги, я выиграл 5 лотов. На данный момент заключены государственные контракты, квартиры показаны комиссии. Но при осмотре, по мнению Артемьевой, выяснилось, что квартиры не соответствуют санитарным нормам. Как она пояснила, на кухне недостаточно солнечного света. Это является неустранимым недостатком, она предложила добровольно расторгнуть государственный контракт. Я отказался», - рассказал журналистам Карташов.
Чрезвычайно трудно понять логику сотрудников областного минстроя: то они ничтоже сумняшеся покупают неотапливаемое жилье, а то вдруг их обеспокоил недостаток солнечного света. Впрочем, по нашим сведениям, от покупки квартиры в «холодном доме» в Красноармейске ведомство в конце концов отказалось (фото №№2-5). Не иначе из опасения стать объектами очередной прокурорской поверки, а то и фигурантами уголовного дела. Жаль только, что в общем и целом Дмитрий Тепин, как и его подчиненные придерживаются прежних методов работы.
Например, в том же Красноармейском районе для переселения аварийщиков приобреталось жилье не старше 2000 года - таковы были условия конкурса. С одной стороны, вроде бы хорошо, что людям покупают относительно новое жилье - оно ведь прослужит дольше. С другой, такие дома строились, как правило, по иным технологиям, в том числе с использованием сэндвич-панелей. Как показывает практика, срок жизни подобных зданий при любой небрежности в строительстве или эксплуатации сокращается до 10-20 лет. В то время как жилье родом из 80-х и 90-х, построенное из кирпича и бетонных панелей, имеет ресурс еще на 50, а то и 100 лет. Именно такие долговечные квартиры хотели бы иметь переселенцы из бараков. Но кому интересно их мнение?
В небольших населенных пунктах области новое жилье почти не строится. А то, что возведено по разнообразным целевым программам, вскоре можно будет перевести в разряд аварийных зданий. Дом для детей-сирот, построенный все в том же многострадальном Красноармейске, рискует повторить судьбу сиротского барака, куда переселили очередников из Балашова, который, как сообщало ИА «Версия-Саратов», буквально через год после заселения стал аварийным. Люди вынуждены были оставить свое жилье и переехать на съемные квартиры.
Справедливость частично восторжествовала - ООО «Стройтекс», соорудившее эту постройку, по информации журналистов интернет-газеты «Четвертая власть», прекратило свою деятельность. Кроме того, в отношении застройщика было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 159.4 УК РФ (мошенничество в сфере предпринимательской деятельности).
И в этом случае ведомство Тепина осталось ни при чем. Никто из должностных лиц ответственности не понес, хотя «облагодетельствованные» очередники жаловались прокурору области Сергею Филипенко.
Пририсовали лишний этаж
Представление о масштабах «административного бедствия» в региональном минстрое дает и еще не получившая правовой оценки резонансная история о поддержке руководством ведомства скандально известной обанкротившейся компании ООО «Кригор».
В 2009 году в поселке Приволжский Энгельсского района (главой МО тогда был Дмитрий Тепин) в эксплуатацию ввели 6-этажные дома №№ 7 и 9 на улице Гагарина, в которых не было лифтов. Дело в том, что первоначальный проект предусматривал строительство пятиэтажек, что является предельной высотностью для строений без лифта. Увеличение этажности в данном случае являлось серьезнейшим нарушением строительных норм. Тем не менее, в арбитраже ООО «Кригор» сумело добиться признания права собственности на жилой дом № 7 по улице Гагарина (решение по делу № А57-14073/2009 от 12 октября 2009 года).
Иск ООО целиком и полностью поддержало профильное министерство. Муниципальные власти в лице Дмитрия Тепина предпочли проигнорировать судебное заседание, как, собственно, и вопиющее нарушение строительных норм.
Кстати, по данным наших коллег из ИА «Стройсар», никто иной, как глава администрации Приволжского МО Дмитрий Тепин занимался тогда согласованием графиков строительства ООО «Кригор». На пресловутом «графике окончания работ» имеется также подпись начальника территориального отдела инспекции государственного строительного надзора по городу Энгельсу и Энгельсскому району Михаила Бутылкина.
Схожие проблемы коснулись и дома № 9 по улице Гагарина. Но если по дому № 7 были судебные разбирательства, в ходе которых его строительство пытались узаконить, то в случае с соседним домом № 9 не было даже судебных споров. Жилой дом просто ввели в эксплуатацию и заселили.
Подводная часть айсберга
Этот, с позволения сказать, тандем продолжил действовать и в стенах областного минстроя: Тепин - в ранге главы ведомства, а Бутылкин - в должности начальника отдела по контролю и надзору за долевым строительством. Получается, что решение проблем дольщиков было поручено тем же людям, которые их, собственно, и создавали.
Даже в рамках формально завершенной программы переселения из аварийного жилья продолжаются суды, вылезают массовые недоделки в новостройках, возведенных в спешке. Удивительно, как при таком положении дел Дмитрию Тепину все еще удается усидеть в министерском кресле. Причина явно не в высоком профессионализме последнего. Скорее всего в правительстве просто не могут найти другого «камикадзе» на «расстрельную» должность. Но это не значит, что господину Тепину вечно будет везти. Рано или поздно ответственность за все, творящееся в отрасли, ляжет и на его плечи.