В риторике руководителей всех российских регионов тема создания благоприятного инвестиционного климата традиционно является одной из центральных. И чем сложнее ситуация в экономике, тем призывы к привлечению капитала становятся претенциознее и замысловатее. Лозунг «Сделаем Саратовскую область территорией развития» - лишнее тому доказательство.
Область кошмара инвесторов
«Уже с 1 января 2019 года мы должны встать на новую колею. И надо быть к этому готовым», - заявлял губернатор Валерий Радаев на заседании Совета по стратегическому развитию и региональным проектам в ноябре минувшего года. Месяцем ранее он же акцентировал внимание на успехах правительства в экономической сфере: «Повышение инвестиционной активности в регионе - это эффект от тех мер государственной поддержки и максимального благоприятствования инвесторам и бизнесу со стороны всех ответственных ведомств».
Однако печальная практика - во всяком случае, с нашей губернией - такова, что слова чиновников, мягко говоря, расходятся с делом.
Последние данные Саратовстата говорят о том, что по итогам 2018 года объем инвестиций в основной капитал на территории области увеличился по сравнению с 2017 годом всего лишь на 0,7 процента. В абсолютных цифрах увеличение произошло со 145 миллиардов 465 миллионов до 155 миллиардов 259,6 миллиона рублей. Такой мизерный прирост с лихвой был поглощен и преобразован в минус настоящим бегством из региона инвесторов. Только за последнее время два крупных предприятия - Саратовский молочный комбинат и табачная фабрика - объявили о соответственно частичном и полном переводе производства в другие регионы. Ряд десятилетиями успешно работавших компаний, бывших гордостью российской промышленности («Тролза», «Корпус») предупредили о грядущих сокращениях сотрудников. Некогда гремевшие на всю страну проектно-строительные организации - «Волгомост», «Саратовгражданпроект» - находятся в предбанкротном состоянии.
Такая ситуация в экономике соседствует с жестким административным прессингом, оказываемым на бизнес и чиновниками, и правоохранительной системой. Эта ситуация нашла свое отражение в докладе регионального бизнес-омбудсмена Михаила Петриченко, подготовленного им по итогам 2018 года. За год уполномоченному поступило более 600 обращений от представителей предпринимательского сообщества, тогда как в 2017 году - только 476. Одним из самых распространенных видов жалоб стали обращения в связи с воспрепятствованием предпринимательской деятельности, иными словами, - на «закошмаривание» со стороны властных структур.
Способов «закошмарить» бизнес у власти, наверное, не меньше, чем сравнительно честных способов отъема денег у населения. Иногда такие методы, оборачивающиеся лишением законно приобретенной собственности, преподносятся как восстановление абстрактной справедливости в сфере земельных правоотношений или действие в интересах обездоленных граждан.
Жертвой таких «абстракций», которыми любят оперировать слуги государевы, стало АО «СаратовСтройИнвест». Компания имела неосторожность выступить в качестве соинвестора скандально известного застройщика Алексея Абасова. В конце концов она оказалась не просто в положении обманутого дольщика (пусть и коллективного), а дольщика «второго сорта».
Жилой комплекс «Бесперспективный»
В 2014 году, когда АО «СаратовСтройИнвест» решило поучаствовать в возведении многоквартирного дома на площади Орджоникидзе, 1 (территория бывшего САЗа), ничто не предвещало беды. Напротив, сделка с компанией Алексея Абасова ООО «Град Инвест» в ту пору казалась довольно выгодной. Отдавая застройщику более 54 тысяч квадратных метров земли стоимостью 106 миллионов рублей (кадастровый номер участка 64:48:020358:1348), инвестор взамен рассчитывал получить по 15 процентов жилой и нежилой площади в будущем ЖК «Южный». Ради участия в этом, казалось бы, многообещающем проекте инвестору пришлось взять банковский кредит и занять деньги у юридических лиц.
Взвесив все за и против, 31 марта 2015 года стороны юридически оформили свои отношения - «Град Инвест» принял земельный участок, обязавшись до 31 октября 2015 года заключить с «СаратовСтройИнвестом» первый договор долевого участия (ДДУ) в строительстве объекта. Затем был подписан и сам ДДУ, согласно которому компания Абасова должна была ввести объект в эксплуатацию в IV квартале 2018 года и передать юрлицу-дольщику имущественное право на 196 квартир, оцененных в 53 миллиона рублей. Аналогичный договор (также на 53 миллиона рублей) партнеры подписали в марте 2017 года. Правда, впоследствии выяснилось, что региональное управление Росреестра приостановило регистрацию этой сделки, поскольку компания-застройщик фальсифицировала страховку по договору долевого участия.
А в конце мая 2017 года следственный отдел УВД Саратова возбудил четыре уголовных дела по фактам нарушений в деятельности строительных компаний Алексея Абасова «Град-С», «Миал-Девелопемент», «Град-Инвест» и «Град Инвест». Правоохранители квалифицировали действия не установленных на тот момент лиц как нанесение имущественного ущерба в особо крупном размере (пункт «б» части 2 статьи 165 УК РФ) и привлечение денежных средств граждан в нарушение требований законодательства РФ об участии в долевом строительстве в крупном размере (часть 2 статьи 200.3 УК РФ).
Параллельно ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» обратился в областной арбитраж с требованием признать задолжавшее ему 3,6 миллиона рублей ООО «Град инвест» банкротом, а в должности конкурсного управляющего утвердить члена НП СРО АУ «Развитие» Евгения Желтова. Причем истец настолько торопился, что забыл приложить к заявлению ряд необходимых документов. В результате суд оставил этот иск без движения - до устранения нарушений. И только 14 июля 2017 года заявление «Саратовгражданпроекта» было принято к рассмотрению.
Вскоре количество уголовных дел о махинациях в абасовских фирмах увеличилось до пяти. На сей раз полицейские следователи усмотрели в действиях должностных лиц компаний-застройщиков признаки особо крупного мошенничества (часть 4 статьи 159 УК РФ). А уже в начале августа в рамках расследования этих дел был задержан, а затем и заключен под стражу сам Алексей Абасов.
Строительство приостановили на неопределенный срок. Непростая ситуация усугублялась еще и тем, что к этому времени участок, где к концу 2018 года должен был вырасти ЖК «Южный», представлял собой бесперспективное свайное поле.
Что же касается иска «Саратовгражданпроекта», то на некоторое время он «завис» в суде. Его рассмотрение несколько раз откладывали, но в ноябре 2017 года областной арбитраж все-таки ввел в «Град инвесте» процедуру наблюдения, утвердив временным управляющим Евгения Желтова.
В суд потянулись кредиторы - как юридические лица (инспекция ФНС по Фрунзенскому району Саратова и ГАУ «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве»), так и граждане-дольщики. Но если иски первых принимались к рассмотрению, то требования физлиц до поры до времени оставляли без движения.
Дольщик «второго сорта»
Потеряв всякую надежду на исполнение банкротящимся «Град Инвестом» договорных обязательств, в январе 2018 года АО «СаратовСтройИнвест» также обратилось в областной арбитраж с иском о включении в реестр требований кредиторов и своих претензий на сумму 53 миллиона рублей. Суд принял заявление, но к его рассмотрению никак не мог приступить на протяжении нескольких месяцев, всякий раз откладывая заседания.
За это время служители Фемиды успели понять, что им достался не просто должник, а должник-застройщик, и банкротить его следует с применением правил параграфа 7 главы IX ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». После этого дали ход и «обездвиженным» ранее искам физических лиц. Кроме того, областной арбитраж признал требования налоговиков и регионального центра экспертизы, включив их в реестр. А с апреля минувшего года одно за другим выносятся определения о внесении в реестр требований дольщиков-«физиков», среди которых немало аффилированных Алексею Абасову лиц.
При этом суд ссылается на нормы действующего законодательства, согласно которым «участник строительства - физическое лицо, юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, имеющие к застройщику требование о передаче жилого помещения или денежное требование».
Вроде бы очевидно, что в силу федерального законодательства АО «СаратовСтройИнвест» является таким же дольщиком-кредитором, как и прочие несостоявшиеся квартировладельцы, «кинутые» абасовской компанией. Однако оказалось, что у суда на сей счет иное мнение, и для него вложившийся в строительство земельным участком инвестор - «второсортный» дольщик, а родственники Абасова - «первосортные».
В мае 2018 года у сотрудников арбитража наконец-то дошли руки до заявления самого крупного обманутого дольщика - «СаратовСтройИнвеста». Рассмотрев его иск, судья Елена Яценко не нашла оснований для включения 53-миллионных претензий АО в реестр требований кредиторов. Тем более, что против этого возражали инициатор банкротства - «Саратовгражданпроект» и временный управляющий Евгений Желтов.
«Поскольку обязанность должника, в случае нарушения срока исполнения передачи причитающегося АО «СаратовСтройИнвест» недвижимого имущества, возвратить полученные в качестве предоплаты земельный участок/денежные средства договором не предусмотрены, до момента его расторжения правовые основания для предъявления денежного требования у АО «СаратовСтройИнвест» отсутствуют.
Так как договор не расторгнут, возможность исполнения ООО «Град Инвест» обязательств по нему сохраняется. Таким образом, судом установлено наличие у кредитора права требования по спорному договору по неденежным обязательствам имущественного характера», - говорится в вынесенном Яценко определении.
В переводе с казенного юридического языка это означает следующее: не важно, что стройка заморожена, а Алексей Абасов находится в СИЗО, - официально договор не расторгнут и, может быть, когда-нибудь инвестор-дольщик получит обещанные ему квартиры.
Аналогичная точка зрения изложена и в постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда (от 11 июля 2018 года), оставившего решение по жалобе «СаратовСтройИнвеста» в силе.
Чудеса экспертизы
Впрочем, на этом тяжба не закончилась. Пришедший на смену Желтову новый конкурсный управляющий - член ААУ «СЦЭАУ» Дмитрий Храмов - обратился в обларбитраж с ходатайством о назначении экспертизы для определения рыночной стоимости земельного участка на Орджоникидзе,1 и квадратного метра в строящейся здесь многоэтажке. Причем Храмов просил возложить столь ответственную миссию на эксперта ООО «Оценочная компания «Актив» Дмитрия Родионова. Ни в одной из этих просьб служители Фемиды не отказали управляющему.
В январе 2019 года заключение эксперта Родионова было готово. Но, как выяснилось, в ходе судебного заседания, не вполне. Во-первых, поступивший в арбитраж документ не был подписан, и профессональному оценщику пришлось ставить автограф на им же подготовленную бумагу прямо в зале суда. Во-вторых, отвечая на вопросы представителей АО «СаратовСтройИнвест», господин Родионов сделал «сенсационное» признание - в его экспертное заключение закрались технические недочеты, кроме того, он допустил путаницу в расчетах.
В итоге «большой специалист» Дмитрий Родионов оценил участок в 86 миллионов рублей, хотя на тот момент кадастровая стоимость этих 54 тысяч квадратных метров земли составляла 162 миллиона 456 тысяч 793,20 рубля. При этом «протеже» конкурсного управляющего настолько завысил стоимость квадратного метра в несуществующем доме, что, по прикидкам Храмова, «СаратовСтройИнвест» еще и остался должен (!) за виртуальные квартиры более 120 миллионов рублей.
Разумеется, представителю «СаратовСтройИнвеста» не оставалось ничего другого, как настаивать на проведении повторной экспертизы. Конкурсный управляющий не был против, но категорически возражал против дополнительного вопроса об определении рыночной стоимости квадрата в бесперспективном ЖК.
Суд в свою очередь опять взял паузу, отложив рассмотрение этого вопроса на 14 марта нынешнего года.Чем бы ни закончилась эта затянувшаяся тяжба, уже сейчас совершенно ясно - инвестиционный климат в губернии настолько суров, что выжить в нем способны только свои. Остальным же предлагается уповать на закон, который, словно дышло, легко поворачивается в нужную сторону. В результате правовые механизмы, призванные защищать права дольщиков в случае банкротства или недобросовестности застройщика, применяются судьями по собственному разумению. Обманутые частники у областного арбитража явно в приоритете, и можно не сомневаться, что их страдания будут компенсированы либо квартирами в домах других застройщиков, либо деньгами. Это будет сделано новым инвестором, которому и отойдет участок с бесперспективным ЖК. «СаратовСтройИнвест» для этого благодетеля, который незримо присутствует над схваткой в арбитраже, - лишняя обуза, ведь с ним иметь дело намного сложнее, чем с целой группой дольщиков-«физиков», которые сегодня вместе, а завтра - порознь. Такого мнения, а не закона, по всей видимости, придерживается и суд, прилагающий усилия, чтобы перевести недавнего владельца участка из кредиторов «Град Инвеста» в его должники.