Если кому-то все еще кажется, что он лично принимал или принимает участие в установлении на территории Саратовской области «правильного времени», то его ждет сильное разочарование. Это не так! Перевод стрелок в Саратове стал не более чем элементом предвыборных технологий партии власти, и - надо сказать - очень действенным.
Сразу оговоримся, мы не ставим своей задачей найти ответ на вопрос, по какому же времени Саратову жить правильнее. Мы лишь представим механизмы принятия решения о переводе стрелок в Саратовской области на местное время, причем тщательный анализ ситуации показывает, что позиция граждан оказалась подменена прагматичным расчетом на самопиар в преддверии выборов представителей политического истеблишмента и их клевретов.
Солнышко мое, вставай!
Весной 2011 года Россия в последний раз перевела стрелки часов на «летнее» время, отказавшись от сезонного перевода часов. Новый ФЗ «Об исчислении времени» подписал тогдашний президент Дмитрий Медведев, и в соответствии с ним регионы распределили по так называемым часовым зонам. Менять одну «зону» на другую, согласно части 2 статьи 5 этого закона, можно было только решением правительства РФ «на основании совместного предложения законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации».
В «вечном лете» мы прожили недолго, и после избрания президентом Владимира Путина в мае 2012 года в Госдуму один за другим начали поступать законопроекты, предусматривающие отмену медведевского решения и переход всей страны на постоянное «зимнее» время. Первую поправку в ФЗ «Об исчислении времени» предложили депутаты фракции ЛДПР, затем перевести нас в «зиму» попробовали коммунисты (среди инициаторов поправок была и наша землячка Ольга Алимова). Окончательное решение о переходе на постоянное «зимнее» время сформировалось в 2014 году, когда поправки в проект ФЗ внесли более сотни депутатов Госдумы из различных фракций, в том числе и борец за нравственность Елена Мизулина, глава фракции «СР» Сергей Миронов, сын Владимира Жириновского Игорь Лебедев и все та же Ольга Алимова. Первоначально под документом значилась и подпись новоиспеченного депутата-единоросса с саратовскими корнями Романа Чуйченко, однако вскоре его имя из списка инициаторов поправок пропала. Отметим, что правительство РФ, во главе которого на тот момент встал Дмитрий Медведев, отстранили от принятия решений, касающихся времени в субъектах РФ, полностью убрав часть 2 из пятой статьи закона. Таким образом, все «временные» изменения в субъектах РФ должны проходить через Госдуму как поправки в федеральный закон.
Любопытна аргументация этих поправок. В пояснительной записке к законопроекту, в частности, говорилось: «В мае 2013 года Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направила в аппарат правительства Российской Федерации материалы исследований ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», в которых зафиксирован рост обращаемости за медицинской помощью среди всех возрастных групп граждан после введения режима постоянного «летнего» времени». И еще: «Зависимость биологических процессов от моментов восхода и захода Солнца доказана исследованиями российских и зарубежных ученых. Важнейшим для обеспечения восстановительных процессов в организме человека считается сон в период перед восходом Солнца. (…) Насильственное пробуждение до восхода Солнца вызывает прерывание физиологически нормального сна, расшатывает нервную и иммунную системы организма. Имеющиеся данные свидетельствуют об увеличении количества вызовов скорой помощи, увеличении смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, росте травматизма и ДТП прошедшей зимой». Страшно, правда? Так почему же вдруг Саратовская область «захотела» вернуться это «страшное» время?
Ху из мистер Костюк?
Теперь перенесемся в наш регион. В конце 2014 года, когда вся страна перешла на «вечное зимнее» время, некий житель Саратова Владимир Костюк создал на портале Change.org петицию «Переведите ряд регионов Поволжья и Юга России в часовой пояс Мск+1». Надо сказать, что об авторе петиции известно немного. За его авторством, кроме вышеупомянутого воззвания, на портале значатся еще два документа – с требованиями вернуть маршрутку №100 и разместить на новых банкнотах Банка России изображения Саратова. Обе они не набрали и по сотне голосов. Страничка Костюка в Facebook вообще кладезь подписанных петиций - от перевода часов в различных регионах России до обсуждения результатов «Евровидения». Местом работы владельца профиля значится Саратовская православная духовная семинария, где Костюк трудится певчим. «Товарищем» Владимира Костюка ИА «Версия-Саратов» называет обвиняемого в убийстве и изнасиловании пасынка и приговоренного к 24 годам колонии строгого режима Антона Пушкина. Других сведений об активисте-«временщике» в публичном доступе нет. Как же ему удалось собрать под своей «стрелочной» петицией более 20 тысяч подписей?
«Если у нас один человек напишет письмо чиновникам, допустим да, то, понимаете, как-то… Тем более, если человек не имеет связей в органах власти, там… не имеет каких-то там покровителей, можно сказать, то, скорее всего, либо вообще на его обращение не отреагируют, либо отреагируют отпиской. Причем даже не в положенный законом срок в 30 дней со дня получения, а, скорее всего, ответят через два-три месяца, кто-то через полгода», - поделился в мае 2015 года своими горестями в прямом эфире OKTV Владимир Костюк. На тот момент его петиция за полгода собрала около 2 тысяч подписей. «Покровителями» и «связями в органах власти» Костюк обзавелся не сразу.
В июне его инициативой заинтересовались в администрации Саратова. На сайте мэрии даже организовали опрос населения с единственным вопросом: «На Ваш взгляд, нужно ли перевести стрелки часов в Саратове на один час вперед?», - и тремя вариантами ответа. Вряд ли в мэрии, которой на тот момент руководил Александр Буренин, хотели поддержать именно активного певчего с его петицией.
Из-за сообщений о накрутках при голосовании, как со стороны сторонников перевода, так и противников, этот опрос так и канул в Лету. Но тема, что называется, ушла в народ. Подхватил ее председатель Общественной палаты Саратовской области Александр Ландо. В июле 2015 года вопрос перевода был вынесен на обсуждение ОП, которая, как выяснилось, уже успела к тому времени опросить муниципальные районы и даже запросила мнение части министерств правительства области. Главный саратовский общественник почву прощупал, и она оказалась весьма благодатной. В выборный 2016 год с нее можно было получить весьма неплохой урожай.
В преддверии выборов за право быть первым «стрелочником» развернулась настоящая битва. 25 апреля 2016 года на своей пресс-конференции коммунистка Ольга Алимова сообщила журналистам о внесенной ею инициативе. На самом деле документ на имя спикера Госдумы Сергея Нарышкина за подписью саратовской коммунистки датирован лишь 28 апреля. Спешка госпожи Алимовой понятна, так как единороссы буквально наступали ей на пятки.
Если в 2014 году коммунистка Алимова подписывалась под законом о переходе с «опасного для здоровья» «летнего» времени на «зимнее», то теперь ее аргументация сменила вектор на прямо противоположный: «Возникновение физиологического временного дисбаланса, связанного с ранними рассветами и ранними закатами, негативно сказывается не только на здоровье граждан, но и на социально-экономических показателях. Вследствие нарушения физиологически здорового режима труда и отдыха уменьшается работоспособность граждан, в результате чего снижаются производительность труда, качество учебы и образования, увеличиваются аварийность и травматизм из-за «человеческого фактора», увеличиваются затраты граждан и государства на восстановление здоровья», - значится в пояснительной записке к законопроекту, опубликованном на сайте ГД. Но Алимову это не смутило. Не смутились и депутаты Саратовской областной думы, направив в Госдуму аналогичную инициативу через месяц после коммунистки, – 26 мая. И если алимовский законопроект с пояснительной запиской на 5 листов так и затерялся в комитетах, то документ, оформленный областными депутатами, большинство из которых состоят во фракции «Единая Россия», как мы уже знаем, нашел полную поддержку.
Шоу «Голос»
А теперь мы подходим к самому интересному моменту в этой истории. «Перевод стрелок не имел никакого политического подтекста», - цитировала «Четвертая власть» председателя Общественной палаты области Александра Ландо, выступавшего на постоянно действующем совещании при главе города. – «Но нужно объяснять, что не губернатор, не Сараев, не Ландо это сделали. Это произошло потому, что большинство захотело». А если уж Александр Соломонович говорит «нет и не ищите», то искать и копать как раз в этом направлении можно и нужно.
9 декабря 2015 года покинул свой пост пресс-секретарь администрации Саратова Михаил Сычев. Его уход тогда связали с кадровыми чистками после прихода в саратовскую мэрию нового главы Валерия Сараева. Несмотря на то, что уволенный чиновник заявил, что остается работать в администрации, «в составе мэрии» его никто так и не увидел. Зато в январе 2016 года - сразу после новогодних каникул - Михаил Сычев получил должность главного специалиста отдела агитационно-пропагандистской работы исполкома реготделения «Единой России». О назначении на скромный пост написали тогда многие СМИ, а еще через месяц он получил другое назначение, о котором в новостях не написали: он стал администратором группы «ВКонтакте» под названием #переведемчасывсаратове (сейчас группа носит название #нашевремя). Еще одним руководителем этого сообщества являлся и по сей день остается уже известный нам Владимир Костюк. Вы можете сказать: «Мало ли чем человек увлекается в свободное (и не очень) от работы время - постит мемы, подписывает петиции, собирает персональные данные…» Но тут и начинается самое интересное. 15 февраля 2016 года в группе #переведемчасывсаратове появляется сообщение: «Убедительно просим вас помочь нам донести мысль о смене часового пояса до властей различных уровней. Для этого предлагаем вам распечатать бланк подписного листа на имя председателя Саратовской областной Думы В.В.Капкаева, с требованием обратиться с соответствующим законопроектом в Государственную Думу Российской Федерации. Попросить всех, кто разделяет нашу точку зрения среди ваших родственников, друзей и знакомых, поставить свою подпись». Ниже был прикреплен файл подписного листа с пятью графами: ФИО (полностью), населенный пункт, телефон, дата и подпись. Указание телефона в подписном листе смутило некоторых участников группы. В комментариях Сычев пояснял, что «телефон нужен лишь для того, чтобы у нас было подтверждение, что подписи реальные», и просил указывать мобильный или домашний телефон подписантов.
Отметим, что предлагаемые подписные листы с живыми подписями и персональными данными жителей Саратовской области предлагалось направлять не напрямую адресату, а администраторам группы Владимиру Костюку или Михаилу Сычеву, чтобы «в дальнейшем централизованно передать их по назначению». То есть в преддверии выборов в Госдуму главный специалист отдела агитационно-пропагандистской работы отделения «ЕР» занимался сбором персональных данных избирателей. Согласно ФЗ «О персональных данных», «персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация». Кроме того, ФИО, номер телефона и адрес, по постановлению Центральной избирательной комиссии РФ от 3 ноября 2003 г. № 49/463-4, относятся к конфиденциальной информации, обрабатываемой в комплексах средств автоматизации ГАС «Выборы».
«На бумажных носителях собрано лично мной и моими знакомыми 12 тысяч подписей. И еще около такого же количества собрано другими участниками, которые отдельно, не сговариваясь со мной, собирали подписи. Но мы с ними уже познакомились», - хвастался в октябре этого года в интервью ГТРК «Саратов» Владимир Костюк. Кто же с помощью неугомонного Костюка и услужливого Сычева получил доступ к персональным данным 24 тысяч избирателей?
Действительно, первоначально адресатом обращений был спикер Саратовской областной думы Владимир Капкаев. Однако уже в апреле 2016 года, как следует из фото, выложенных в группе «#переведемчасывсаратове», адресатом этих коллективных обращений стала вице-спикер областной думы, заместитель секретаря местной партячейки «ЕР» Татьяна Ерохина. И снова любопытное совпадение - произошла такая переадресация персональных данных после того, как в марте 2016 года Ерохина возглавила штаб единороссов по выборам в Саратовской области депутатов Госдумы VII созыва.
О том, как именно использовались эти персональные данные, можно только догадываться. Но факт остается фактом: в распоряжении партии власти в преддверии выборов в нижнюю палату парламента оказались данные 1 процента избирателей региона, что, если учесть явку на прошедших 18 сентября выборах, составляет почти 2 процента голосов. А скромный главный специалист отдела агитационно-пропагандистской работы исполкома партии «Единая Россия» Михаил Сычев после выборов получил повышение - должность начальника отдела технического сопровождения пресс-службы губернатора Саратовской области.
Тема перевода стрелок использовалась и для предвыборной агитации кандидатов-одномандатников от партии власти. Так, о своих разговорах с избирателями на эту тему рассказали на заседании Госдумы, где в первом чтении рассматривался законопроект о переводе в Саратовской области стрелок на час вперед, депутаты Василий Максимов (Энгельсский округ) и Михаил Исаев (Балашовский округ).
Это не значит, что подписей, собранных Михаилом Сычевым и Владимиром Костюком не существовало. Они есть и собирались, формально, за перевод стрелок. Но могли использоваться во время последних выборов совершенно для других целей. Перевод Саратова в другой часовой пояс, скорее всего, был принят верхушкой власти как хороший предвыборный лозунг, а окончательное решение было принято задолго до «волеизъявления» и законодательного оформления в Госдуме. Но те, чья воля руководит общественно-политическими процессами в регионе, не учли главного – реакции саратовцев.
Между тем ситуация с реакцией людей на перевод стрелок в ночь с 3 на 4 декабря складывалась очень интересно. Когда через несколько суток после перевода стрелок в Саратове петиция «Вернуть Саратовскую область в часовой пояс UTC +3 (московское время)» начала стремительно набирать голоса (на данный момент их более 13 тысяч), на публичную сцену вновь вышли Костюк и Ландо. На этот раз певчий православной семинарии, именуемый теперь прессой как активист или журналист, пел о том, что целью деятельности оппонентов является «дестабилизация политической обстановки в регионе». Это при том, что в собственной группе в «ВК» сам Костюк неоднократно допускал сепаратистские высказывания, призывая «отделяться от Москвы» и создавать «Саратовскую Народную Республику».
Если возмущение граждан примет более острые формы, нежели сбор подписей под виртуальной петицией, то стрелка переведенных часов может качнуться и в другую сторону. Известный своим чутьем Александр Ландо, не дожидаясь, пока количество голосов за возвращение прежнего времени превысит число подписей, собранных командой Сычева-Костюка, поспешил обезопасить самого себя и органы власти. Неслучайно, как уже упоминалось выше, на постоянно действующем совещании в мэрии общественник призывал «рассказывать, что не губернатор, не Сараев, не Ландо это сделали». Не исключено, что масштабное и публичное недовольство саратовцев потребует поиска козла отпущения, и в этом случае именно на Костюка могут, что называется, «перевести стрелки».