Вы здесь

Депутат о проваленном партпроекте: «Будем дальше спокойно работать»

В этом месяце исполняется пять лет партийному проекту «Единой России» «Учительский дом». С тех пор в законодательную базу, которая должна сопровождать его реализацию в Саратовской области, было внесено немало поправок, последние - в сентябре 2016 года. Несмотря на это степень готовности дома для учителей оценивается как нулевая: до сих пор не набрано достаточное количество желающих вступить в педагогический ЖСК, не ясна цена квадратного метра и главное - не понятно, где учителям взять деньги на участие в долевом строительстве. В интервью ЦЖР «Медиаликс 64», комментируя ситуацию, председатель профильного комитета Саратовской областной думы Сергей Нестеров винит во всем социально безответственный бизнес, кризис и журналистов.

- Сергей Анатольевич, расскажите, как реализуется проект «Единой России» «Учительский дом». В этом октябре ему исполняется пять лет, но ни одного учительского дома в Саратове так и не появилось. А недавно вы опять внесли поправки в законодательную базу «Учительского дома». В связи с чем они потребовались, ведь дом даже не начинали строить?

- Это чисто федеральные поправки, изменилась федеральная повестка, это чисто технические моменты. Думаю, некорректно мерить закон количеством поправок, думаю, не так много было внесено. Это не резонансный закон, все понимают, что надо строить учительские дома, максимально вовлекать бюджетников. Поэтому, учитывая, что за счет учителей мы не смогли набрать кооперативы, туда добавили работников детских садов, то есть работников дошкольных образовательных учреждений.

- Почему за счет учителей не смогли набрать кооперативы, и чем тут помогут воспитатели детсадов, ведь у них зарплата еще меньше?

- Мы их в проект включили, а где найти деньги – это наша общая задача. Основная проблема в том, что полностью заменить взнос учителей невозможно. Для покупки квартиры в учительском доме нужен стартовый взнос, и его надо вносить. Подрядчики готовы строить дешевле, чем на рынке - не по 35 тысяч рублей за квадратный метр, а по 30 или даже 25 тысяч рублей. Но эти деньги учителя тоже должны найти. Понятно, что зарплата у учителей чуть побольше, чем у воспитателей, поэтому и надо искать эти формы! Либо общество должно сказать: «Давайте бесплатно раздадим жилье учителям».

- Значит, общество должно реализовать этот проект? Каким образом?

- Искать механизмы! И мы призываем вас, журналистов, тоже включиться в эту дискуссию. Например, общество говорит, что данной категории граждан - работникам социальной сферы - сложно купить квартиру по рыночным ценам. Значит, давайте попробуем через механизм учительского дома и через социальные ипотеки заводить учителей и воспитателей в отдельную программу. Если 40 тысяч рублей за квадратный метр дорого, давайте 35! Не получается? Давайте 30, давайте 25…

- Сначала, пять лет назад, речь шла о 17-19 тысячах рублей за квадратный метр.

- Я говорю о том, какая существует дискуссия, и о том, что цена должна быть как можно меньше. Давайте и за 15 тысяч рублей попробуем. Но проблема не в этом. Сейчас министерство строительства и ЖКХ работает, чтобы были механизмы, и люди могли взять ипотеку, чтобы банки им дали на это деньги.

- Банки пока не дают деньги учителям?

- Пока банки упираются, видно, хотят побольше заработать. Но даже в нынешней ситуации у нас ряд домов все равно был сдан. Не в рамках проекта, но так или иначе, для этих категорий граждан… В Балакове есть такие дома, где часть квартир отдавали на коммерческой основе, а часть - учителям. Поэтому нельзя говорить о том, что ничего не делается.

- «Учительского дома» нет даже среди партийных проектов на сайте реготделения «Единой России». Если ничего не получается, может быть, стоит быть честным с самим собой и просто закрыть его?

- Почему не получается? Если есть объективные сложности в его реализации, это не значит, что завтра решение не будет найдено. Вот, например, есть банк «Агроросс», он, например, скажет: «Я буду учителей кредитовать под 5 процентов годовых». Вот тогда будет помощь учительскому дому! Надо призвать банковское сообщество. Все общество как бы говорит банкирам: «Вот есть хороший закон, есть желание и понимание помогать социально незащищенным слоям населения. Давайте будем кредитовать их не под 15 процентов, а под 5 процентов годовых». В том числе и вы, журналисты, можете призвать банки к этому.

- Только призывать банки? Других механизмов реализации этого проекта нет?

- Механизма тут два. Во-первых, государство может удешевить этот проект за счет выделения бесплатного земельного участка и бесплатного подвода коммуникаций. Это может снизить цену квадратного метра где-то на 5-10 тысяч рублей. И у города уже есть понимание насчет этого участка. А о коммуникациях рано говорить, пока нет наполнения этого жилищного кооператива. Второй механизм, как я уже говорил, - банки, учитывая, что все равно нужен первоначальный взнос, помогают учителям, предлагая социальную ипотеку по ставкам ниже рыночной хотя бы в два или три раза.

- О какой цене квадратного метра в «Учительском доме» сейчас идет речь? Какие условия вы предлагаете потенциальным членам кооператива?

- Ну… Наверное, сейчас в рыночных условиях надо с застройщиками говорить. Цена менялась. Сначала речь шла о 15-20 тысячах. Потом где-то о 25-ти. Но мы понимаем, что есть объективная инфляция…

- На какой цифре вы остановились?

- Мы остановились на наполнении кооператива людьми и работе с банками.

- Как можно наполнять кооператив людьми, если они даже не знают цену квартир в будущем доме? Вы предлагаете им кота в мешке? Это же серьезная покупка.

- Вы же сами называли цену – 19-20 тысяч.

- Я могу называть что угодно, я не отвечаю за этот проект. Я прошу назвать цену, за которую вы отвечаете, как представитель власти.

- Намного ниже рыночной - в пределах от 25 до 30 тысяч рублей за квадратный метр. Но пока все упирается в то, что люди не могут взять в банке кредит на выгодных условиях.

- Вам известно, как в других регионах реализуются такие проекты? Есть какие-то успехи?

- Везде по-разному. Есть много программ, например «Жилье для российской семьи» или «Социальная ипотека». За последние несколько лет более 8 тысяч граждан воспользовались социальной ипотекой. Так что есть много программ. Поймите: это же условное название «Учительский дом»! Это просто содействие улучшению жизни отдельных категорий граждан. Нам не важно, какими механизмами, главное, чтобы вопрос был решен. А в рамках какой программы -  это второй вопрос.

- Кто сейчас является застройщиком «Учительского дома» в Саратове?

- Застройщиков несколько. Все это известные фирмы, но говорить об этом преждевременно.

- В октябре 2016 года исполняется пять лет проекту «Учительский дом». Вы собираетесь этот факт как-то отметить?

- Вы имеете в виду, что праздник нужно устраивать по этому поводу? Нет, конечно, мы будем дальше спокойно работать. Нам шоу не нужно, нам нужен объективный результат.

Подробнее о ситуации с провалом партпроекта читайте в материале «Учительский дом». В «ЕР» появились партийцы-«некрофилы».

Статьи