Вы здесь

Чубайс партийного разлива

На прошедшей вчера инаугурации переизбранного губернатора собрался почти весь политический бомонд региона. Записные кликуши, как всегда, отметились сверх комплиментарными поздравлениями в адрес губернатора и друг друга, разливая елей по всему большому залу правительства. Вот только ложкой дегтя стало прозвучавшее заявление главы ЦИК Эллы Памфиловой, отдельно упомянувшей о фактах нарушений на выборах в регионе и призвавшей вмешаться в ситуацию Следственный комитет РФ.

Обманка для ЦИК?

Председатель Центризбиркома отдельно остановилась на ситуации в Саратовской области, отметив, что «было зафиксировано использование административного ресурса со стороны администрации города Саратова», а «результатом этих действий явилось досрочное сложение полномочий мэра города». Она особо подчеркнула волю новоизбранного губернатора, «отправившего мэра в отставку». «Это недопустимо, когда городские комиссии практически выходят из-под контроля комиссии субъекта Российской Федерации. Если есть основания, думаю, необходимо передавать материалы в Следственный комитет», - негодовала Памфилова.

Но либо Элла Александровна кривила душой, либо ее сознательно ввели в заблуждение, обвинив во всех фальсификациях на выборах некие «городские комиссии», «практически вышедшие из-под контроля субъекта». Интересная формулировка, не правда ли? Прямо возникает перед глазами демонический образ всемогущего муниципального чиновника по своему желанию перекраивающему итоги выборов.

Но одновременно глава ЦИК в этой (!) фразе и признавала, что Валерий Сараев был полностью подконтрольной и послушной фигурой готовой взять и выполнить любое задание или волю правящей партии вплоть до «всенародного политического самоубийства» выразившегося, по ее словам, в досрочном сложении полномочий мэра. Так как не стоит забывать, что в России еще есть Конституция, а в статье 12 документа, говорится дословно следующее: «Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Поэтому вопреки словам главы ЦИК отставка Валерия Сараева была не «волей» губернатора, закрепленной в законе, но результатом действия первобытных обычаев, заведенных в политической тусовке региона. Так как поедание соратников стало устойчивым трендом в Саратове, Валерий Сараев оказался всего лишь очередным руководителем города, отданным на заклание вслед за Алексеем Прокопенко.

Наш саратовский Чубайс

Не удивительно, что именно Валерия Сараева политическая элита региона назначила козлом отпущения, эдаким местным аналогом Чубайса, на которого можно свалить все проблемы. В первые годы губернаторства Валерия Радаева во всех грехах было принято обвинять тяжелое наследие своего предшественника Павла Ипатова, и этот условный рефлекс сохранился вплоть до сей поры: накануне он сработал даже в связи с проблемами дольщиков, решение которых пусть и на словах, но стало одним из главных программных тезисов предвыборной компании. К сожалению, к выборам Павел Леонидович не имеет никакого отношения, поэтому жертву для ритуального заклания пришлось искать среди своих, тем более, что о грядущей отставке Сараева давно ходили слухи. Но принести его на алтарь в этот раз решили неожиданно, сопровождая действо обрядом публичного унижения, заставив взять на себя все грехи предвыборной кампании.

Как правило, отставке персон такого уровня предшествует или серьезный разговор, после чего он пишет сам заявление, либо заведение уголовного дело. Часто избирается другой способ: начинается публичная кампания критики с привлечением штатных клакеров – самопровозглашенных политологов и общественников, благо таковых в саратовской околопартийной тусовке всегда пруд пруди. В случае с Сараевым поводов для предварительной порки было с избытком - неудача с заключением договора о передаче в концессию МУПП «Саратовводоканал», текущие по всему городу трубы, уходящие под землю дороги, аварийное жилье и многое другое.

О ряде проблем городского хозяйства упоминал в своем комментарии по поводу отставки градоначальника депутат Госдумы Николай Панков, но такое заявление было бы уместно после некоторой кампании «развенчания культа личности» мэра, между тем в течение его сравнительно недолгого командования городом серьезных нареканий  по данным вопросам у партии и правительства не возникало. Поэтому, вероятно, Валерий Сараев надеялся на некую почетную отставку. Но теперь из него сделают нового «Ипатова», только городского масштаба, чтобы пришедший на его сменщик мог долго ссылаться на тяжкое наследие «сараевщины».

Наказание невиновных, награждение «непричастных»

Проявлял бы такое рвение на посту главного локомотива кампании по переизбранию губернатора на территории города Валерий Сараев, и подставлял бы он плечо шефу, зная какой исход его ожидает? Весь период предвыборной гонки он, не щадя живота своего, следовал за врио как верный Санчо Панса за Дон Кихотом. Мэр принимал на себя всю критику за действия чиновников всех уровней во время встреч с избирателями, часами слушая отповеди пенсионеров и жителей аварийных квартир, молодых мам, которым не хватает мест для детей в садах и поликлиниках. В своих пресс-релизах администрация города зачастую «забывала» упомянуть о градоначальнике, ставя на первый план Валерия Радаева.


Председатель облизбиркома Павел Точилкин

Теперь Валерию Сараеву придется взять на себя роль политического козла отпущения - фальсификатора-учителя, бюджетника-карусельщика, вбрасывателя бюллетеней, переписывателя протоколов и так далее. Для кого, как не для губернатора использовался административный ресурс, о котором говорила глава ЦИК, но явных доказательств которого так и не было представлено. Конечно, мы сейчас говорим о том, что является «секретом Полишинеля», но этого самого Полишинеля к делу не пришьешь. Зато благодаря наличию назначенной жертвы из-под удара оказался (по крайней мере, в настоящий момент это представляется именно так) выведен председатель облизбиркома Павел Точилкин, который по итогам прошлогодних выборов едва не затмил славу самого Владимира Чурова с выданными на-гора 62,2 процента. Ведь именно региональной избирательной комиссии подчинены ТИКи, а им, в свою очередь, УИКи, руководители которых, как правило, и являются основными электоральными «беспредельщиками». Но виноват все равно наш саратовский Ипатов-Чубайс. И кому, как ни ему, отвечать за бездействие на участках сотрудников полиции! Ведь полицейские - это жители Саратова, поэтому глава города и за них в ответе.

И никого не удивляет тот факт, что начальник ГУ МВД Сергей Аренин, чьи подчиненные выступали крышевателями творящихся на УИКах бесчинств, теперь получил вместо почетных или не очень проводов на пенсию удобное во всех отношениях кресло члена Совета Федерации. В данном контексте некоторые могут назвать предоставление сенаторства взяткой. Мы не будем спорить по этому поводу, тем более, что Сергей Петрович сам все прекрасно понимает и, наверное, часто вспоминает одно из главных правил сотрудника правоохранительных органов - «в ходе расследования главное не выйти на самих себя».

Абсурдность ситуации заключается в том, что, с готовностью осуждая «ренегата» Сараева, почти никто не ставит под вопрос легитимность избрания губернатором Валерия Радаева и областных депутатов. Хотя даже по логике, озвученной председателем ЦИК, из «ренегатства» должны были последовать какие-то решения, касающиеся непосредственных участков электорального процесса. Фактически, и это самое важное, на самом высоком уровне было официально признано, что выборы в Саратовской области проходят под контролем административного ресурса, никто и ничего не собирается менять, и с этим сомнительным багажом регион вступит в президентскую кампанию, по итогам которой во всем будет виноват… еще какой-нибудь Сараев.

Статьи