Я поступаю в магистратуру - на свой философский факультет, будучи доктором философии, профессором кафедры философии и методологии науки. Это необходимый шаг - он не вызван манией учиться.
Дело в том, что в России действуют федеральные образовательные стандарты, согласно которым преподавать в вузе можно, только окончив магистратуру по соответствующей специальности.
И неважно при этом, есть ли у тебя диплом специалиста, ученая степень кандидата или доктора наук.
Я - физик по образованию, чем очень горжусь, кандидат физико-математических наук - у меня нет базового образования. Ведь пока мои профессиональные коллеги изучали диамат, истмат и научный коммунизм, я учила электродинамику и теорию относительности.
Не имеет значения, что я окончила философскую докторантуру, что защитила докторскую по философии, что под моим руководством защищены несколько кандидатских и докторская диссертация, что я - автор десятка монографий и полутора сотен статей по специальности. По закону я неполноценный специалист, потому что согласно существующему «Профессиональном стандарту педагога» степень профессионализма определяется только базовым образованием, но никак не научными заслугами.
Я не одна такая - нас по стране тысячи. А философскую магистратуру СГУ в этом году уже окончили доктора философских наук, которые были до этого уволены из своих вузов именно из-за отсутствия базового образования.
Четыре человека учатся сейчас, трое из них - профессора СГУ.
И сейчас намечается конкурс, которые создадут доктора наук, поступающие в этом году.
Учиться нам предстоит у наших бывших студентов, у нынешних коллег, которые нередко менее облечены регалиями, чем мы сами, - тут вступает в силу закон компенсации.
Конечно, учиться нужно всю жизнь - это бесспорно. Но по доброй воле и тому, чего еще не знаешь. Изучать же то, что сам преподаешь, как минимум, нелепо.
Есть и практические соображения. Обучение в философской магистратуре СГУ (а она далеко не самая дорогая в стране) стОит 86 тысяч рублей в год. Это значит, что поступая на бюджетное место, я забираю примерно эти же деньги из государственного кармана.
Займу же я место какого-нибудь бедняги-бакалавра, которому учиться дальше хочется, а нередко и необходимо. А он вместо учения пойдет в армию или продавцом в «Пятерочку». Займу, если, конечно, поступлю - говорят, у профессоров их бывшие студенты принимают строго. Пятерки редкость - и при вступительных, и при выпускных экзаменах.
Но я буду стараться, мне не привыкать.
Дурь? Несомненно! Абсурд - еще какой! Почему они, откуда взялись?
Возможно, потому что какой-нибудь невежда-чиновник, не подумав, засандалил подобную дурость в государственный документ, перечеркнул этим тысячи кандидатских и докторских дипломов, заставил государство так глупо тратиться на понижение квалификации очень образованных людей. А их - участвовать в бредовом фарсе.
Но может, это и результат продуманной стратегии: Болонская система в нашей стране дает очевидные сбои, и многие провинциальные магистратуры пустовали, пока их не стали наполнять доцентами и профессорами.
Учась в философской магистратуре, я не только бездарно повышаю энтропию Вселенной, я еще и парадоксальным образом теряю время на понижение своего академического статуса - из доктора философии за два года становлюсь магистром.
Что ж, наше государство богатое - ему не привыкать швырять в помойку миллионы. А заодно - и докторов наук, послушно и старательно умаляющих свою квалификацию.
Мы дружно занимаемся профанацией, занимаемся всей системой образования, всей страной. Именно на эту профанацию уходят государственные деньги, которых так не хватает школам и университетам.
В моем случае дело еще усложняется: мое руководство может заподозрить в моем поступлении некий дерзкий перфоманс, провокацию. Я, дескать, поступаю, чтобы продемонстрировать нелепость ситуации. И меня уже настойчиво пытались отговорить.
Заверяю всех - это не так. Скоро мне проходить конкурс, и я пытаюсь подстелить под вероятный вылет из рабочего кресла хоть тоненький слой соломки. Не хочется самой давать моим недругам наверху лишний повод для моего устранения из академического сообщества.
Поступлю - буду учиться, постараюсь с радостью и с толком для себя. Говорю же постоянно студентам: для того, чтобы выучить философию, и ста лет мало.
Так что учиться, учиться и учиться - на этот раз не научному коммунизму, а философии.
Не самое, конечно, плохое занятие на свете. Главное - чтобы ЕГЭ не заставили сдавать. И спасибо, что в ГУЛАГ не отправляют, как происходило с учеными в нашей стране совсем недавно.
Но что такое «философия абсурда» я уже знаю.