Вы здесь

Философ, писатель
08 ноября 2018 - 11:27 Просмотров: 87

Профессионализм педагога

Профессионализм профессионализму рознь - существуют разные профессионализмы.

Профессионализм токаря существенно отличается от профессионализма врача или инженера - он «проще и меньше» в него не входит, например, такая важная способность как принятие сложных решений.

Если же говорить о педагогическом профессионализме, то к нему предъявляются особо высокие требования - он самый сложный и широкий.

Для того чтобы понять, из чего слагается педагогический профессионализм, надо для начала определиться с тем, что должен делать учитель.

У учителя сложная, пожалуй, самая сложная профессиональная цель - помочь человеку в созидании собственной личности.

Этим и определяется множество встающих перед учителем задач и разнообразие его профессиональных характеристик.

Учитель должен учить, должен воспитывать, должен служить образцом - и только в этом триединстве достигается его профессионализм.

Начнем с самого очевидного - чтобы учить других, учитель должен блестяще знать свой предмет. Не может тот, кто сам плохо знает математику, какой-нибудь бывший вузовский троечник, научить математике другого. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает, а ясно мыслит тот, кто досконально знает.

Тут вскользь замечу, что это «блестяще знать» сильно отличается у гуманитариев и естественников. Блестящий учитель математики должен не только прекрасно знать математику, но и уметь решать самые сложные задачи - а это совсем не одно и то же. Но что тогда должен уметь блестящий учитель словесности помимо того, что он грамотно пишет и знает литературу? Писать стихи? Сочинять прозу? Не думаю, что это так, - скорее, здесь присутствует нечто эфемерное, которое очень отдаленно определяется словами «понимание», «проникновение», «завороженность», «любовь». И от этой эфемерности профессионализм преподавателя литературы куда сложнее и гораздо реже достигается - на мой взгляд.

Но и блестяще знать свой предмет недостаточно - учитель должен уметь учить тому, что знает сам. Он должен сделать сложное простым, смутное - прозрачным. И далеко не всегда возможно овладеть умением учить, следуя специальным методикам, хотя и они, конечно, необходимы.

И тут снова возникает нечто эфемерное, называемое «педагогическими способностями» или «талантом учителя», встречающиеся, увы, далеко не у всех учителей.

Недостаточно, на мой взгляд, и знать только свой предмет. Подобная узость знания приводит к узости мышления, а узкого ума недостаточно хорошего преподавания. Последнее всегда связано со сформировавшимся мировоззрением, с системным видением, которые недостижимы без серьезных и широких знаний. Снова обращусь к собственному опыту - я не знала ни одного хорошего математика, который не разбирался бы в литературе, и ни одного хорошего преподавателя словесности, не умеющего сносно считать или не знакомого с историей.

Кроме того, прекрасно учить и ясно излагать учитель должен в любой аудитории - в отстающей, в незаинтересованной, в низко интеллектуальной. В любом провинциальном колледже учитель должен преподносить теорию относительности так же, как делал бы это в Гарварде, выкладываясь полностью и предполагая, что во всякой аудитории найдется тот, чьи способности к изучению преподаваемого предмета не меньше его собственных. Никогда никакой халтуры и пренебрежения к тем, кому преподаешь, - вот кредо профессионального учителя.

Собираясь воспитывать других, учитель должен сам быть воспитанным человеком. Он должен быть и хорошим человеком - называйте это, если хотите, высоким словом «нравственность».

А как можно еще воспитывать, как ни личным примером, как ни собственной персоной? Ведь ученик, для которого изучение учителя всегда остается самым интересным предметом, фальши не потерпит. Он сразу разберется, кто лжет, кто подличает, кто, проповедуя нравственное, сам ему не следует.

А из того, что учитель должен быть образцом, следует то, что он должен быть умным, добрым, смелым, веселым, спокойным, достойным, красивым. Да, красивым, умному это нетрудно - дух высевает себе резцом лицо.

О трудолюбии можно даже не упоминать - труд учительский нелегок, огромный и непрестанный это труд.

Учитель не должен злиться, не должен угождать начальству, не должен быть унылым, сирым, замотанным и убогим.

Учитель должен быть творческой натурой.

Да мало ли еще образцовых качеств?

Независимым и самодостаточным должен быть учитель. Личностью должен быть - иначе не сможет он помогать другим созидать собственное «я».

И еще одно: чтобы быть образцом учитель должен продолжать учиться всю жизнь, в том числе и у своих учеников - только собственным примером можно привить другим любовь к учебе, постоянный интерес к новым знаниям.

И если всему перечисленному учитель не удовлетворяет, профессионалом считаться он не может.

Слишком много всего? Слишком сложно? Много, сложно, но такая уж это профессия.

Ну, и последнее. Если учитель является профессионалом, он вправе, как и всякий профессионал, получать приличное вознаграждение за свой труд и иметь нормальные условия профессиональной деятельности - чтобы не испытывать унижения от собственной нищеты; чтобы не работать на несколько ставок, превращая творчество преподавания в изнуряющий и бессмысленный конвейер; чтобы не тратить свои способности и время на непрофессиональную суету; чтобы иметь досуг, который можно потратить на так необходимый всякому учителю отдых, и на развитие собственной личности.

А если этого нет, он должен это потребовать, защищая свой профессионализм, свой педагогический талант - иначе он нанесет ущерб своим ученикам.

Тот высокий профессионализм учителя, о котором я сказала, - это, конечно, образец, к которому следует стремиться. Это предел, но предел конечный, достижимый - да поймут меня не только математики, но и разносторонние учителя русской словесности. Потому что существуют на свете замечательные учителя, профессионалы именно в таком высоком смысле. Мне самой повезло встретить их в жизни, помню и люблю их много-много лет, учусь у них до сих пор.

Так что давайте стремиться.

Статьи