Вы здесь

Политик
17 января 2019 - 12:07 Просмотров: 342

Почему «ЕР» не хочет индексировать пенсии работающим пенсионерам

Депутаты фракции КПРФ в Государственной Думе выступили с актуальной и важной инициативой, направленной на поддержку населения страны. Вопрос касается законопроекта, согласно которому необходимо возобновить индексацию пенсий работающим пенсионерам. По данным, которые предоставил Пенсионный фонд, индексацию пенсии не получили в 2016 году - 9,9, а в 2017 - 9,8 миллиона человек.

Напомню, что индексация была заморожена с 2016 года, в правительстве причиной называли кризис, поразивший отечественную экономику. Говорили, что мера эта вынужденная и временная. Правительство обещало вернуться к рассмотрению этого вопроса, но похоже на то, что нет ничего более постоянного в нашей стране, чем временное. Что и подтвердилось.

«Единая Россия» отказывается голосовать за индексацию пенсий, несмотря на то, что идею компенсации инфляции пенсионерам, кроме КПРФ, поддерживают и другие оппозиционные партии, представляющие своих избирателей в Государственной Думе. Возникает вопрос - почему законопроекты об индексации отклоняются «едроссовским» большинством? Самая логичная версия для меня - это желание «ЕР» превратить невозврат пенсионерам их денег из меры временной в постоянную.

Думаю, что главный аргумент, которым козыряет фракция «ЕР» в Госдуме, протестуя против индексации пенсии работающим пенсионерам, угадает любой человек, мало-мальски интересующийся политикой, - денег нет! Впрочем, иногда, кажется, что это универсальная отмазка власти от любых предложений оппозиции, направленных на улучшение жизни простых россиян.

Но это не более чем лукавство! Деньги есть! И в бюджете, и в национальной экономике. И любимая риторика «единороссов» о необходимости экономии - всего лишь слова. Ведь речь идет вовсе не об экономии и даже не о повышении пенсий, а исключительно о возврате того, что государство отняло у пенсионеров за те последние три года, пока инфляция победоносно шагала по стране, захватывая продуктовые полки и прописывая в платежках заоблачные тарифы. Вот так поступать с самыми бедными - это, действительно, безответственно!

Но возвратимся к аргументу «денег нет». Профицит бюджета в 2017 году составил почти 3 триллиона рублей. В 2018 году - 2 триллиона. В 2019 году дополнительные доходы ожидаются на таком же уровне (2 триллиона рублей), Алексей Кудрин говорит даже о 3 триллионах. Так где же эти деньги, куда и кому они идут?

Ведь есть еще и дополнительные доходы госкорпораций в нефтегазовой сфере, которые в 2018 году покажут доходы минимум в 6 триллионов рублей. А остальные госкорпорации, их триллионы - для кого они?

Приведу еще один яркий пример. Расходы государственного бюджета планируется снизить в 2019 году с 22-23 процентов до 18. В деньгах это 5 триллионов рублей. Куда же девается эта экономия бюджета? Отвечу - либо она идет на поддержку крупного российского бизнеса через создание внутренних офшоров (такие зоны существуют только в России) для уклонения от налогообложения, либо компаниям предоставляются прямые налоговые льготы. С ужасом узнала о том, что есть даже такой бизнес, который освобожден от налогов до 2095 года (!!!), то есть практически навсегда. На загнивающем Западе есть поговорка - «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Как видим, в нашей стране эта поговорка наполовину не работает - власть всегда способна изменить правила игры или сделать исключение.

Встает вопрос: так перед кем наш бюджет ответственен? Перед десятком миллиардеров на яхтах посреди океана или перед миллионами обделенных избирателей, которые эту власть выбирают?

Так что деньги для пенсионеров (да и не только для них) есть. И в стране, где власть социально ответственная, эти деньги пошли бы на помощь малоимущим, в том числе и пенсионерам. Но наше «дорогое» правительство решило выкинуть 1,5 триллиона рублей на санацию трех частных банков, даже не поинтересовавшись у владельцев, куда, собственно, делись деньги этих банков.

Так почему же нельзя вернуть принадлежащее по праву тем, кто считает копейки от пенсии до пенсии?!

И если «ответственные лица» заявляют, что индексация создает большую нагрузку на бюджет, что пенсии не могут покрывать неподъемную инфляцию, то хочется ответить: так, может, не надо своим неуемным и неумным рвением плодить эту инфляцию?! Тогда и бороться с ней за счет миллионов россиян не пришлось бы. Например, давайте не поднимать НДС на 2 процента, а отменим возврат НДС экспортерам сырья. Это принесет в бюджет еще 2 триллиона рублей в год. Но вкладывать в бюджет у правительства не очень хорошо получается, они больше специалисты по отъему.

Министр финансов Антон Силуанов обещал, что осенью 2018 года правительство вернется к этому вопросу, и если будут дополнительные деньги, пенсию проиндексируют. Осень прошла, дополнительные доходы есть, но воз и ныне там - пенсии в полном объеме не проиндексировали. Правительство благополучно забыло о своем обещании, видимо, посчитав, что текущая политическая ситуация позволяет опять экономить на бедных.

При этом и правительство, и «единороссы» не забывают громко вещать о доплатах к пенсиям, зачастую потом заявляя, что их не так поняли. Но в любом случае такие доплаты - это эксплуатация идеи о помощи бедным, а не реальная поддержка людям.

К примеру, возьмем единовременную доплату в 5 тысяч рублей, которую неработающие пенсионеры получили за 2015 год вместо индексации. Тем, у кого приличная пенсия, это было, конечно, приятно, но немного. А самым низкооплачиваемым этих денег не хватило, чтобы компенсировать отнятое - ведь этой суммой погасили официальную инфляцию в 4 процента, тогда как в то время она реально подскочила до 12,9 процента. Несложно подсчитать, сколько еще государство должно вернуть людям. Возьмем среднюю пенсию по стране в 2016 году - 13 тысяч рублей и недокомпенсированную инфляцию в 8,9 процента, индексация по которой составила примерно 1 тысячу 100 рублей в месяц, то есть 13 тысяч в год.

Или вот из последнего: обещали к каждой пенсии с 1 января 2019 года в среднем добавить 1 тысячу рублей. Будет ли она реальной тысячей для неработающих пенсионеров? Точно нет. Если инфляция будет 4 процента, то вместо тысячи рублей человек получит около 600, так как, например, при средней пенсии в 14 тысяч рублей 400 из них уйдут на погашение инфляции. А если инфляция окажется 5 процентов, как многие сейчас прогнозируют, то добавка составит всего 300 рублей. Вот такая арифметика… Создается впечатление, что «единороссы» ею попросту не владеют.

Что же в итоге? Уровень жизни работающих пенсионеров, да и уровень жизни пенсионеров в целом неуклонно снижается. Но нам все время приводят в пример страны Евросоюза, где введены ограничения по выплате полной пенсии работающим пенсионерам. В ответ мне хочется напомнить о том, что размеры пенсий в России и, например, Германии просто несопоставимы. Минимальная зарплата в Германии 1 тысяча 420 евро, а пенсия - 2 тысячи 650 евро, что в российских рублях составляет порядка ста и двухсот тысяч соответственно.

Даже на фоне стран, сравнимых с Россией по уровню производительности труда, но обладающих меньшими ресурсами, пенсия россиян выглядит, мягко говоря, скромно. Для сравнения: Греция - 930 долларов, Польша - 510 долларов, Эстония - 440 долларов и Россия - 235 долларов. При этом наши неработающие пенсионеры только на еду тратят чуть ли не половину всех своих доходов, а ведь есть еще и неуклонно растущие расходы на ЖКУ. Так что по всем современным методикам их надо относить не просто к бедным, а к категории нищих. И это очень печально.

И что бы там ни говорили с голубых экранов, в стране явные проблемы с экономическим ростом. Что предполагает бюджет наступившего года? Рост экономики в 1,3 процента. Чтобы выйти на темпы развития выше среднемировых, надо более 3 процентов. По данным академика РАН Виктора Ивантера, в 2008-2013 годах рост составлял по 1,2 процента в год, а в 2014-2017 годах экономика уже падала до минус 0,2 процента в год.

Да и откуда взяться росту экономики, если у людей нет нормальных зарплат и пенсий? Давно очевидна связь - деньги, направленные на повышение минимальной заработной платы и пенсий, остаются в стране и стимулируют экономический рост, потому что сразу идут на покупку местных товаров, а не уходят на долларовые накопления и приобретение дорогих импортных товаров, как это происходит в высокооплачиваемых группах населения.

Опросы показывают, что у 20 процентов населения России не хватает денег на питание. А на что людям покупать?

Как стимулировать экономический рост, который нам сегодня так необходим? Одним из шагов в этом направлении как раз и была бы полноценная индексация пенсий. Экономика иногда может быть простой - будет увеличиваться реальный доход людей, будет увеличиваться их покупательская способность, будут расти доходы предприятий, а значит, и отчисления в бюджет.

А пока в ходу серые схемы. По статистике, в стране официально трудоустроены только 9,5 миллиона пенсионеров из 15 миллионов. То есть 5,5 миллиона человек ушли в теневую экономику. «Единороссы» отрицают такой серьезный отток среди работающих пенсионеров, но процессы налицо.

Пенсионерам власть обещает, что если человек откажется от пенсии и проработает много лет, то потом его пенсия существенно вырастет - она сразу же увеличится на все те индексации, которые были за период его трудовой деятельности. Например, если отложить получение пенсии на 5 лет, то в этом случае страховая пенсия увеличится почти в полтора раза. И есть статистика, что кто-то этой нормой даже пользуется. Но многие ли реально верят, что потом, по прошествии этих лет, пенсионер что-то получит? А если он к этому времени умрет, то денег точно уже никто не получит. Может быть, на это расчет?

Резюмируя, хочу сказать, что борьба с бедностью невозможна, если не тратить на это деньги. А деньги есть. Осталось только, чтобы государство перестало раздавать их госкорпорациям и долларовым миллиардерам, а направило на реальные нужды своих граждан. Но, видимо, это не входит в планы власти.

Законопроект о возобновлении индексаций пенсий был отклонен, проголосовали «за» 99 парламентариев. А депутаты фракции «Единая Россия», как это у них принято, голосовать просто не стали. Вот такая арифметика!

Статьи