Согласно исследованию, проведенному Центром информационно-аналитического сопровождения государственного менеджмента СЭИ РЭУ имени Г. Плеханова, большинство жителей Саратовской области отрицательно оценивает деятельность Валерия Радаева. Социологи опросили 1,5 тысячи саратовцев старше 18 лет и выяснили, что 44 процента респондентов негативно относятся к работе действующего губернатора, и только 31 процент опрошенных - положительно.
Региональные эксперты-политологи тут же предположили, что в случае досрочных выборов губернатора саратовский депутат-коммунист Николай Бондаренко однозначно победит Радаева, если КПРФ выдвинет его кандидатуру. Причем, коммунист победит, если не в первом, так во втором туре обязательно, - подчеркивают аналитики.
Корреспондент «Пугачевского времени» встретился с депутатом облдумы Николаем Бондаренко и предложил ему ответить на вопросы так, словно выборы уже прошли и жители области избрали его главой региона.
- Николай Николаевич, выборы позади, голоса подсчитаны, поздравления приняты. Ваши первоочередные шаги в новой должности?
– Прежде всего, необходимо провести тщательную проверку деятельности правительства, чтобы увидеть истинное положение вещей, а не то, что выдавали за действительность. Депутатам от фракции КПРФ, например, совершенное ясно, что штат областных чиновников раздут. Существуют непонятные министерства, аппараты, должности, которые занимаются откровенно деструктивной деятельностью. Нужно на практике сокращать расходы, которые идут на финансирование подобного рода структур. Мы неоднократно ставили под сомнение существование министерства печати, министерства территориальных образований, министерства экономического развития. Чем они занимаются? Чиновникам задавали прямые вопросы, а они не только не могли объяснить свою полезность, но и связно рассказать какие функции и для чего выполняют. Зато совершенно ясно, что расходование десятков и сотен миллионов рублей на их деятельность недопустимо в сложившихся экономических условиях.
Второе - считаю необходимым раз и навсегда отбить охоту у чиновников брать откаты с бизнеса, который имеет средства и желание работать в Саратовской области. Достаточно вспомнить громкий скандал с компанией IKEA , которая сначала планировала начать строительство в Саратове, а потом отказалась. IKEA, едва ли не единственный бренд в мире, который вообще не приемлет коррупцию и взятки. Местные мздоимцы выкатили им невыполнимые условия и такую сумму за их обход, что повергли бизнесменов в шок. Из-за этой порочной практики превалирования личных интересов над общественными, область теряла и теряет огромные средства потенциальных инвесторов.
- Скандалы с чиновниками, одни из которых были уволены, другие задержаны правоохранительными органами. Будучи депутатом, Вы неоднократно и по делу критиковали своего предшественника за кумовство в кадровой политике. Как Вы собираетесь решать эту проблему?
- Большинство чиновников, занимающие ключевые посты в министерствах, не выполняют задач, которые перед ними стоят. Как Вы правильно заметили, многие из них оказались замешаны в коррупционных скандалах. Причина, на мой взгляд, в том, что кадры подбирались не по профессиональным качествам, а по признакам личной преданности, угодливости, степени прогиба поясницы. В результате мы имеем то, что имеем. Решается проблема привлечением грамотных специалистов, для которых мотивацией будет не организация собственного источника дохода, а работа на благо области и ее жителей.
- От каких персоналий Вы, прежде всего, избавитесь в правительстве области и почему?
- В принципе, если взять любую сферу жизни общества в Саратовской области, мы везде увидим недоработки, упадок, отрицательные показатели. Систематическое замалчивание проблем, а подчас откровенное вранье про уровень безработицы, обеспеченность социальной инфраструктурой и размеры зарплат бюджетникам вместо реальной работы уже не вписывается ни в какие рамки. Оптимизация здравоохранения вынудила людей объявить голодовку из-за закрытия медучреждений, привела к катастрофической нехватке медработников на селе. Похожая картина в транспортной сфере. Не скрывают своего возмущения работники культуры, требуя выполнения первых майских указов и повышения им зарплаты хотя бы до МРОТ.
Зампред по соцсфере Гречушкина полностью провалила все поручения. Мало того, ради перенаправления финансовых потоков она, фактически, осуществила рейдерский захват волейбольного клуба «Протон-БАЭС», создав вместо него подобие команды, которая не выиграла ни одной игры. При этом десятки миллионов бюджетных рублей уходят неизвестно куда. Поэтому, безусловно, Гречушкина, Мазина, Гаранина, Чуриков - в первую очередь на выход с вещами.
- Вам досталось незавидное наследство. Область в тройке худших регионов ПФО по темпам развития промышленного производства, в тройке худших В России по созданию рабочих мест, сельское хозяйство в упадке, население катастрофически нищает, те, кто еще в силах, покидают губернию в поисках лучшей доли, смертность превышает рождаемость. Список можно продолжать и продолжать. Есть понимание того, как исправить ситуацию?
- Та система, которая выстроена и функционирует в нашей области, направлена на обогащение определенного круга лиц. Это понимают все. Когда во время аномальных снегопадов дорожные службы чистят снег в первую очередь у администраций, судов и прокуратур, а не у больниц и учебных заведений - это ненормально. Высокопоставленные чиновники как мантру произносят заветную фразу «Денег нет!», наивно полагая, что данная формулировка их может как-то оправдать. Когда у правительства области «нет денег» на покупку квартир для детей сирот, но находятся немалые средства на приобретение 20 автомобилей «Тойота Камри» для перевозки губернатора, членов правительства и других госчиновников, тут не вопросы задавать нужно, а брать и правильно расставлять финансовые приоритеты.
В соответствии с «поставленными задачами» в Саратовской области продолжают преследовать бизнес. Причем даже сильнее, чем раньше, исходя из последней статистики. Сколько предприятий на нашей территории закрылось, сколько предпринимателей прекратили свою деятельность, в том числе из-за давления чиновников и силовиков? Сломать систему непросто, но возможно. Для этого нужны политическая воля и гражданское мужество.
- Для одних избирателей Ваш возраст - несомненный плюс. Вы энергичный, смелый, эффектный, говорите без бумажки и по существу. Для других - минус: «А насколько он опытен, грамотен, компетентен?» Понятно, что молодость не порок, а старость не заслуга. Что бы Вы ответили сомневающимся?
- Римский поэт Овидий еще две тысячи лет назад сказал: «Суть не в годах, а в делах - их-то и надо считать». Наверное, было бы глупо отрицать, что мой политический опыт меньше, чем у политиков, которым за шестьдесят. Но мне думается, что правильная мотивация важнее опыта. Смотрите - губернаторы Д. Аяцков, П. Ипатов… Были они людьми с опытом? Несомненно. Достигла ли область при их руководстве развития, улучшилась жизнь людей, экономические показатели? Нет. Цели, задачи и мотивы их деятельности шли вразрез с благополучием простых граждан. Моя мотивация иная, она направлена на созидание и сформулирована в принципах, целях и задачах КПРФ.
- Вы выступали категорически против повышения пенсионного возраста, которое государство, несмотря ни на что, продавило. Теперь Вы глава региона, следовательно, встроены в вертикаль власти. Это как-то повлияет на Вашу гражданскую позицию?
- Мы все, так или иначе, встроены в определенную систему. Но это не отменяет нашего права на выражение собственной точки зрения, в том числе и на посту губернатора.
- Ваше мнение по поводу затрат на содержание губернаторского вертолета осталось прежним после вступления в должность?
- Абсолютно. В самое ближайшее время собираюсь выступить за упразднение этой статьи расходов. Когда Саратовская область решит все самые насущные и наболевшие проблемы, к данному вопросу можно будет вернуться.
- Что Вы думаете по поводу Аппарата советников и помощников губернатора Саратовской области? Целесообразна ли вообще эта структура?
- Считаю, что эта структура должна быть самым серьезным образом реформирована. Вместо нее, налажено взаимодействие с общественными организациями, которые занимаются теми же вопросами, но на безвозмездной основе. Опять же, возвращаясь к мотивации, общественники работают не за баснословные гонорары, а из желания и стремления сделать что-то полезное и нужное для своей области.
- Представим картину. Областной депутат Дзюбан выводит на улицу подконтрольных молодогвардейцев, которые под окнами правительства скандируют «Губернатора в отставку!» Ваша реакция?
- Если граждане недовольны работой губернатора и выражают это публично, руководитель региона - первый, кто должен выйти к ним, выслушать претензии, ответить на неудобные вопросы, обосновать свою позицию, постараться выстроить диалог. Если же он будет отмалчиваться или делать вид, что ничего не происходит, люди поймут, что «народно избранный» просто не желает их слышать, игнорирует, в упор не видит со своего регионального пьедестала. И отношение к нему будет соответственное, и протест только усилится.
- Положа руку на сердце, скажите, Вы уверены в том, что Вам под силу вычистить оставленные прежней властью Авгиевы конюшни? Учитывая, что вряд ли у Вас будет такая свобода действий как у героя древнегреческого мифа Геракла.
– Дорогу осилит идущий. Только активная жизненная позиция поможет добиться успеха. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что это тяжелая, подчас невыполнимая задача. Но другого выхода, к сожалению, нет, кроме как брать на себя ответственность и работать с предельной самоотверженностью и самоотдачей.