Вы здесь

Журналист, общественный деятель
07 сентября 2017 - 16:50 Просмотров: 176

Николай Никитин - гроза ляпёрдов

Сегодня саратовские СМИ сообщили о задержании в Саратове генерального директора контактного зоопарка «Мадагаскар», при этом следствие, как пишет ИА «Взгляд-инфо», намеревалось выйти с ходатайством в суд о заключении его под стражу. Возможно, с моральной точки зрения в этом решении силовиков и прослеживается некая логика. Человек, который сам решил заработать на том, чтобы содержать диких зверей в невыносимых условиях на потребу публике, отправится туда, где люди вынуждены жить по законам стаи, а любое неподчинение «местным обычаям» чревато проблемами вплоть до летальных.

Но отбросим моральный аспект самого факта существования контактных зоопарков и сосредоточимся на правовой части вопроса. Есть мнение, что в погоне за общественными настроениями и в стремлении отчитаться перед руководством работники следственного комитета забывают, ну или просто странным образом толкуют право.

Обратим внимание, что задержан предприниматель, который вел свою деятельность легально. А уголовное дело возбуждено по статье, которая предусматривает в числе основных видов наказания штрафы, принудительные работы и лишь в самых тяжелых случаях - лишение свободы.

Да, формально данная часть 238 статьи УК предусматривает лишение свободы на срок до шести лет. Но применяется такое суровое наказание, по сложившейся практике, в тех случаях, когда от «некачественных услуг» человек умер или остался на всю жизнь инвалидом. Напомним, что за даже особо тяжкое преступление как убийство - то есть умышленное лишение жизни, совершенное впервые и без отягчающих обстоятельств, нередко дают 7-8 лет. Но уже опубликована информация, что жизни пострадавшего ребенка ничего не угрожает. Значит, это не тот случай…

Более того, в данном случае следует вести речь лишь о нарушении закона не умышленно и намеренно, а по неосторожности. Так как любой бизнесмен, находящийся в здравом рассудке, и в том числе хозяин зоопарка, заинтересован, чтобы как можно больше людей посещали его заведение, принося ему прибыль. Но этому истории с покусанными посетителями явно не способствуют. Поэтому, очевидно, что наступления таких последствий никто не желал, и умысла на причинение вреда не было. Речь идет о неосторожности.

Дело возбуждено по факту совершения преступлений группой лиц, иными словами, еще необходимо установить степень ответственности каждого участника. Может быть, смотритель зоопарка нарушил установленные правила обращения с очень юным, но хищником. Или администраторы и управляющие не довели правила поведения до смотрителя или посетителей. Нельзя исключать, что халатно к своему бизнесу отнесся сам управляющий, самонадеянно думавший, что серьезно покусать человека юные питомцы не смогут.

Но, информацию о степени вины каждого из возможных фигурантов этой истории следствие не делает достоянием гласности. Дежурно  отчитываясь: «лишь по случайности в указанный день девочка не получила еще более серьезные повреждения». Как бы оправдываясь, что если человека не засадить за решетку как дикого зверя в зоопарк, то нарушения продолжатся.

Но все это выглядит как запоздалая реакция на случившееся вечно полусонного генерала Николая Никитина, как кампанейщина, организованная после властного оклика из Москвы, когда сам глава СКР Александр Бастрыкин потребовал решительных мер в борьбе с ляпёрдами, этими исконными врагами человечества. В этой ситуации, вероятно, арест и стал самым простым и очевидным решением. А другая цель - заработать очки общественной популярности, выступив на стороне защитников животных, экологов и других представителей «зеленых», борющихся против работы контактных зоопарков и содержания зверей в неволе на потеху людям. Ведь на каждодневной рутинной работе трудно снискать себе лавры борца. А когда речь заходит, например, о борьбе с коррупцией, то здесь и вовсе на пятки начинает наступать пресловутый «политический момент», и в результате приходится делать статистику с помощью «самых злостных взяточников» - бюджетников.

Говоря языком СМИ, силовики буквально «отрабатывают резонансные случаи», пытаясь сделать из них образцово показательные уголовные дела. В этой связи вспоминается дело авиадебошира, саратовца Кабалова, которого обвинили и признали виновным, ни много ни мало, в попытке «угона воздушного судна». Лишь Верховный суд России разобрался в том, что хулиган просто перебрал лишнего и дал волю рукам в споре со стюардом, а не собирался угонять самолет. Внимание прессы, которое приковал к себе невоздержанный саратовец, сыграло с ним злую шутку и сделало его игрушкой в руках руководства Следственного комитета РФ, который выжал из горе-дебошира и этой резонансной истории максимум дивидендов.

В итоге, справедливость, пусть и поздно, но восторжествовала. Да, первоначальный необоснованно жесткий приговор даже послужил назиданием людям, любящим пропустить бокал другой на борту, соблюдать порядок. Вот только стоит напомнить, что устрашение и назидание другим было основной целью наказания на низших ступенях развития общества, в частности, в Средние века, а современное право руководствуется принципами законности, обоснованности и справедливости приговора, а целью осуждения и наказания является исправление лица, преступившего закон. И в этой связи изоляция от общества в виде лишения свободы применяется лишь тогда, когда в других случаях исправление просто невозможно. Ну, по крайней мере, это продекларировано в нашей демократической Конституции и законах. А на деле создается впечатление, что силовики продолжают жить по традициям сословного феодального средневековья, устраивая расправы для того, чтобы потешить собственное тщеславие.

Тешить собственное тщеславие - хорошее занятие для тех, кто обеспечил себе достойное будущее с помощью закрепления активов за членами своей семьи, «разоблачая» взяточников низшего звена: например, врачей, выписывающих липовые больничные листы или начиная громкий процесс с ареста по проблеме, которая в скором времени решится без помощи следователей. Ведь уже принятый в первом чтении федеральный закон либо вовсе запретит содержание хищников в контактных зоопарках, либо существенно осложнит жизнь подобным бизнесменам.

Вообще, следует заметить, главный саратовский следователь организовал свое бытие в высшей степени комфортно: сохраняя значительное влияние на происходящие в области процессы (включая и коррупционные), он предоставил семье максимальные возможности строить свой нехитрый бизнес. Настоящим памятником комфортному существованию Николая Никитина, который, наверное, тешит его самолюбие не меньше, чем громкие уголовные дела, можно считать двухэтажный особняк из красного кирпича на улице Комсомольская, который следователь делит с близким ему строителем Байтемиром Шамхаловым. Неспроста Николай Никитин, у которого супруга работает на президента компании «Шелдом» (и, похоже, является настоящим заправилой в семейном хозяйстве), получил в политтусовке прозвища «заслуженный девелопер» и «почетный шамхаловец».

PS Пока писался блог стало известно о решении Фрунзенского районного суда отправить владельца Мадагаскара» под домашний арест. Как сообщает ИА «Взгляд-инфо», следствие «смягчилось» и настаивало только на ограничении свободы. Видимо, такое решение созрело по итогам предсудебных консультация, в ходе которых судейские дали понять, что не желают участвовать в дешевой пиар-компании Следственного комитета.

Статьи