Сначала о плохом.
Была ли компания «Саратовские авиалинии» такой, каким мы хотели бы видеть регионального авиаперевозчика и местный аэропорт? Мой ответ - нет. Хорошие аэропорты не обязательно большие. Есть гений места и умение создать комфорт даже при скромных возможностях. Например, маленькие аэропорты Риги и Таллина. За прошедшие годы значительно модернизирован аэропорт Волгограда. А саратовский так и не стал приятным местом. Унылые залы, сервис через губу, здание советского периода, так и не дождавшееся своего ренессанса. Вспоминаются также жалобы пассажиров на неполадки в самолетах, треснутые иллюминаторы и регулярные задержки рейсов.
Туристы из соседних областей не стремились летать из Саратова, это факт.
При финансовой мощи большого кросс-регионального холдинга Аркадия Евстафьева можно было надеяться на лучшее. Евстафьев - генеральный директор инвестиционного холдинга «Энергетический союз». В его активах - завод «Тольяттинский трансформатор» и банк «Агророс». Принадлежащая Евстафьеву компания «Союз-С» ведет жилищное строительство в Саратове.
Отдельно стоит сказать и про склоки внутри компании. Много говорилось о плохом отношении к коллективу, о массовом бегстве летчиков в другие регионы и страны, остался в памяти и скандал с летающей в кабине пилота дочкой гендиректора авиакомпании Яне Третьяковой. Вот что писала об этом тогда пресс-служба Росавиации: «19 июля 2015 года при выполнении рейса Саратов-Анталья (Турция) в кабине пилотов на протяжении всего полета находился сотрудник ОАО «Саратовские авиалинии», не включенный в полетное задание и не являющийся членом летного экипажа. Как было установлено комиссией, нахождение постороннего лица в кабине пилотов стало возможным лишь потому, что это была близкая родственница генерального директора ОАО «Саратовские авиалинии», неправомерно вписанная в задание на полет под надуманной формулировкой «служебный пассажир».
Если помните, это стало первым поводом для ограничения сертификата эксплуатанта - компании на время запретили совершать международные рейсы. Пострадали многие турагентства, продавшие путевки из Саратова. Но компания не извинилась за внутренний косяк.
В последнем скандале с крушением самолета внутренние проблемы тоже дали о себе знать, когда погибший экипаж АН-148 оказался в документах эксплуатационной сертификации, поданных компанией в Росавиацию.
Внутренний бедлам, отсутствие грамотного и четкого руководства, плохие отношения с прессой подточили местного перевозчика изнутри, а внешние враги завершили логичный процесс.
«Великую цивилизацию невозможно разрушить извне, пока она не разрушит себя изнутри» - с этой фразы начинается фильм Мела Гибсона «Апокалипсис». Рассматривая ситуацию с «Саратовскими авиалиниями» в этом ракурсе, мы найдем немало внутренних факторов. Да и АН-148 упал, как установлено, из-за совершенно конкретной ошибки.
Теперь о самом плохом.
На мой взгляд журналиста, любое региональное правительство должно поддерживать крупную региональную компанию. Должно лоббировать ее интересы, вместе с ней стремиться к развитию, помогать, поддерживать - где словом, а где и деньгами. При таком вполне логичном раскладе крушение АН-148 было бы общей трагедией всей области и в первую очередь губернатора. Я сейчас говорю не о страшном падении самолета и гибели людей - это не требует обсуждения. Речь о дальнейшем существовании регионального авиаперевозчика.
Вытягивать из пропасти «Саратовские авиалинии» должны были всем миром, из последних сил и возможностей, уговаривая и убеждая, обещая все, что только можно. Потому что это не только авиационная связь Саратова с внешним миром, но и престиж. Стать крупной нелетающей областью - позор. Так было бы, если бы власть рассуждала свободно и объективно. Но история с «Саратовскими авиалиниями» пошла совсем по другой траектории, важным оказалось проучить и наказать, продемонстрировать, что не все бизнесмены полезны, и не все крупные компании нужны, особенно если показывают характер и склонны к диссидентству. Но наказали в итоге всех нас.
При таком раскладе областному правительству оказалось - парадокс! - выгодно закрыть единственного регионального авиаперевозчика. И губернатор создал комиссию не по выведению компании из кризиса, а по поиску другой такой же, но только из сторонних регионов.
Все это носит характер абсурда, но мы так давно живем в атмосфере густой беспросветной политики, что перестали удивляться. Между тем уже известно, что из-за закрытия «Саратовских авиалиний» область недополучит около 300 миллионов рублей налогов.