Во вторник на прошлой неделе я была свидетелем выборов мэров и горсоветов на Земле обетованной. Меня лично это коснулось в той степени, что в Тель-Авиве и Иерусалиме в объектив камеры все время попадались плакаты с какими-то улыбающимися мужчинами, при упоминании тега #izrael ко мне в инстаграме добавился какой-то дядя с плакатами-лозунгами, и мои родственники утром 30 октября свалили на избирательный участок.
В остальном все было тихо. Но сам процесс забытой у нас демократии интересен.
Жители городов выбирали одновременно и кандидатуру мэра (мажоритарная система), и партию этого мэра по спискам (пропорциональная система). Представители партии мэра избирались в городские советы. Возможен даже такой вариант, когда мэр одерживает победу, а его партия находится в меньшинстве. Нормально?
В Иерусалиме, где живут мои родственники, в горсовете 31 место. По итогам голосования всего в горсовет прошло 11 списков! В том числе, четыре ультрарелигиозные партии (которые не признают государство Израиль), еще две просто религиозных сионистских и пять условно светских партий, из них три правых и две левых.
Представляете себе? Как люди не путаются?
В итоге у религиозных списков оказалось 15 мест, у светских - 14. Еще два достались умеренно религиозным.
Семья моей родни разделилась. Сестра и племянницы голосовали за кандидата в мэры Офера Берковича (улыбающийся молодой мужчина, коренной иерусалимец больше ничего сказать не могу). Зять - за Зеэва Элькина (мужчина в расцвете сил, входил в правительство Израиля, родом с Украины). Религиозные жители Иерусалима отдавали свои голоса за Моше Леона (раввин, каббалист и, как говорят, бандит).
К ортодоксам в Израиле относятся, как к нашему админресурсу, говорят, что они голосуют, как скажет раввин. В итоге главное противостояние - светские и религиозные израильтяне.
В Тель-Авиве мэра избрали уже на пятый срок. А в Иерусалиме ни одно из этих направлений не смогло взять верх и два кандидата - Беркович (набрал 28,8 процента) и Леон (33,3 процента) - выйдут во второй тур.
Интрига разрешится 13 ноября. Но проигравший кандидат может давить через свою партию, поэтому договариваться с ним все равно придется.
Теперь попробуйте представить себе такое У НАС.
Во-первых, а как же тезис про то, что народ - дурак, и ему нельзя давать большой выбор? Народ запутается, выберет не того, пойдет на поводу у крикунов и вообще, кроме ОДОБРЕННЫХ кандидатур все остальные - клоуны. Во-вторых, возможно ли, чтобы избранному мэру оппонировали избранные же депутаты? Это же скандал. А нам скандалы не нужны.
Поэтому мэра у нас выбирают так (если вы не знали): сначала нужного человека назначают и.о. мэра. Потом депутаты гордумы его единогласно избирают.
Ну а что? Демократия как она есть.
Взяла на память пакетик. Когда еще такое увижу (и услышу)...
На фото на плакате Моше Леон (слева) и лидер его списка.
Обратите внимание, что урна для голосования КАРТОННАЯ! И как проводится подсчет голосов.
UPD
Есть города, где за действующего мэра проголосовало более 90 процентов (Беер Шева, Маале Адумим). В Маале Адумим никто даже не хотел конкурировать с мэром. Пришлось ради формальности положить стопку зеленых листочков для тех, кто против, чтобы не выставлять одну кандидатуру.
Есть города, где после 20-летней смены сроков одного и того же человека мэра, наконец, поменяли (Нагария). Есть и такие, где у власти остались коррумпированные мэры, хотя всем известно, что они под следствием.
Светские, как и наша оппозиция, переживают, что им не удалось консолидироваться, они отдавали голоса за разных людей и в результате проиграли религиозным партиям в некоторых городах.