Растет и крепнет тенденция ликовать. Воинствующий позитив (не путать с воинствующим примитивом, но направление то же) четко прослеживается в саратовской истории вокруг реконструкции улицы Рахова консалтинговым бюро «Стрелка». Обсуждение вылилось в очень показательное противостояние. Претензии были названы «нытьем», против критиков выступили радостные и довольные.
Интересно, что современные специалисты по урбанизации из Москвы тоже показали себя любителями старой советской классики, когда про проекты власти - только хорошее, и «советский народ в едином порыве одобряет». Никакой новой открытости и передовой готовности отвечать на острые вопросы. Именно поэтому на первой прогулке по реконструированной улице я оказалась случайно, никто меня с моими вопросами не звал.
Вопросы были неприятны, и общественник нового типа Егор Григорьев прямо мне сказал, что не для этого такая прогулка задумывалась. Целью было рассказать молодежи о преобразовании общественного пространства. С указанием достоинств, конечно же. Григорьев - член городской ОП и директор муниципального учреждения «Городской молодежный центр», передовик позитива.
Но, извините, я пришла. Тогда была организована альтернативная прогулка, положительная. На которой собрались спецы по добрым отзывам и конструктивным оценкам плюс члены «ЕР». Вот такая компания московским девушкам, представляющим в Саратове КБ «Стрелка», понравилась намного больше, они улыбались и весело смеялись.
Правда ли, что вы сделали эти дорожки для велосипедистов? Да! А за этими столами будут круглый год играть шахматисты? Конечно! Неужели на это потратили средства, на которые можно отремонтировать половину тротуаров во всем городе? - нет такого вопроса.
Вы знаете, что песня Исаковского «Враги сожгли родную хату» в 40-е годы была запрещена, потому что в ней «не показывается, как преодолено горе, а наоборот, усилено сочувствие», «поэт сгустил краски до предела».
Ситуация, в которой критика называется нытьем, а власть хочет слышать только согласных и довольных, ведет нас прямиком в 30-е годы или в Северную Корею, выбирайте. Но «позитивистам» нравится, и они довольно агрессивно свой позитив защищают, потому что чувствуют тренд: за ними сила абсолютной власти, а за критиками - только жалкие отщепенцы-нытики, которые не отражают настроения всего трудового народа. Да и история того гляди сделает виток и вернется в советское прошлое. А они уже готовы.
В моей системе ценностей журналистика - это профессия про острые вопросы. Всегда. Это очень значимая часть общественного контроля, которому интересно, на что и как власть тратит деньги, какие решения принимает и почему. Поэтому «о хорошем» в газетах всегда писали во второй части, там, где рецензии, погода и кроссворды.
Но позитив наступает и захватывает все новые пространства. То, что у нас губернатор «позитивист», известно давно. Он не отвечает на вопросы граждан, не организует пресс-конференции - ни по окончанию полномочий, ни когда его вновь «избирает народ». В «Саратовской областной газете» печатают только позитивные репортажи. Не первый год власти приближают к себе позитивных блогеров - их зовут на открытия, концерты и пуски новых мощностей. Блогеры выкладывают фото, радуются, что их зовут, как настоящих журналистов, и пишут положительные тексты языком детских сочинений.
Теперь «позитивизм» добрался и до соцсетей, где до сих пор собиралась довольно критичная и думающая часть общества. Причем это «позитивизм» с кулаками, он же воинствующий. На критические реплики набрасывается по два-три заряженных добром тролля. Захват медиа-пространств можно наблюдать в группах городских новостей в «Фейсбуке» и «ВКонтакте». Теперь и там критиков называют «ноющими либералами», представителей прессы с их вопросами «псевдожурналистами», а недовольных из бизнеса уличают в отсутствии культуры. То ли еще будет… Есть приказ радоваться.
Я, как журналист, многие свои знакомства приобрела благодаря острым вопросам. Причины просты: первая - острые вопросы показывают вовлеченность журналиста в тему; вторая - интересной личности (интересной проблематике) критика, въедливые вопросы помогают максимально раскрыться.
Один из религиозных деятелей после моего интервью позвонил и сказал - мне понравилось, мы будем с вами работать. И мы работали много лет. Со своим нынешним шефом я познакомилась после очень критичного интервью с ним на «Эхо Москвы в Саратове». Когда мы вышли из студии, он пригласил меня работать.
Но таких становится все меньше. И «передовые архитекторы» КБ «Стрелка» не из их числа. И знаете почему? Это не их проект, они не болеют за него душой, не хотят рассказать о нем подробности и обсудить критические замечания. Они реализуют проект власти за большие деньги. Их дело молчать и тратить. А наше дело - радоваться. Ну, хорошо, можно чуть-чуть возмутиться, чтобы сразу «прийти к консенсусу» и «пойти навстречу пожеланиям народа».
Все же делается для людей. Только без вот этих… ноющих либералов. Скоро их вообще запретят.