Есть, братцы мои, в индустрии подарков несколько набивших оскомину тенденций.
То, что в оригинале бывает маленьким - изготавливается огромным, и наоборот.
От миниатюрной модели автомобильчика или самоварчика - до огромной канцелярской скрепки или кружки.
Помните, как Остап Бендер во время визита в редакцию газеты «Станок» пострадал от падения на него такой «сувенирной» ручки - высотой до потолка и толщиной с тело взрослого человека?
В масштабах города же подобные концепции приобретают особые «урбанистические» черты. И вот уже нам дарят «миниатюрные дорожные знаки» и «самую длинную пешеходную зону».
Некоторым благодушным гражданам кажется - «А что тут обсуждать? Это же подарок!»
Однако мы понимаем, что денег, берущихся из ниоткуда - не бывает. Чаще - наоборот, они уходят «в никуда». Поэтому лично я не вижу ничего плохого в обсуждении таких «подарков», их полезности, уместности и своевременности, не боясь обвинений в неблагодарности.
И вот мы получили очередной «подарок», правда, пока виртуальный - в виде концепции развития набережной, представленной партнером КБ «Стрелка» Григорием Ревзиным.
Всерьез останавливаться на «гонконгском сценарии развития» набережной не хочется, острословы уже постарались. Да и сама концепция создается по привычному уже «стрелочному» рецепту - слоеный пирог из маниловщины, «междупланетного шахматного турнира» и неизменной вишенки - «так делают в лучших странах мира».
Столичными гостями произносится дежурное: «Вы знаете, сейчас в Европе и в лучших домах Филадельфии возобновили старинную моду - разливать чай через ситечко. Необычайно эффектно и очень элегантно». И местная власть тут же осознает свою провинциальность и предоставляет гостям стул.
Но, подобно рыжим кудрям Балаганова, некоторые слова уже примелькались, и чтобы в очередной раз шокировать и загипнотизировать наших чиновников, в этот раз было использовано новое. Траволатор! Нет, это не заклинание из «Гарри Поттера».
Это всего лишь движущаяся дорожка, идею которой авторы проекта, как водится, подсмотрели во время загранпоездок. «Скорость у него порядка 7 километров в час, а если по нему идти, то все 12. У трамвая 15 километров в час - не очень большая разница. И мы хотели пустить его посередине промзоны, на всю ее длину» (Г. Ревзин).
Добавлю лишь, что если по нему не идти, а бежать, то, очевидно, есть шанс даже перегнать трамвай, навсегда прославив Саратов как город с самыми быстрыми пешеходами.
Так и вспоминается старый анекдот:
- Папа, я сегодня сэкономил рубль!
- Как?
- Я бежал за трамваем!
- Надо было бежать за такси, сэкономил бы пятерку!
Мне, конечно забота о бегущих по траволатору в стеклянных трубах пешеходах хоть и напоминает заставку к мультсериалу «Футурама», но кажется весьма трогательной. Есть и другая ассоциация - эксперимент над крысами в стеклянных лабиринтах, но я ее тщательно от себя гоню. Пусть будет «Футурама».
И уж раз речь о фантастике - могу пойти в своих мечтах и дальше. Нельзя ли вместо (или вместе с) данного траволатора - запустить такой механизм от Чернышевского до набережной? Бабушкин Взвоз и подобные спуски к Волге - ужасны даже для здорового человека, особенно зимой. Нельзя ли в рамках различных проектов «доступных сред для маломобильных граждан» помечтать еще немного и намечтать какой-никакой эскалатор? Пусть и не самый длинный в Европе и окрестностях, но реально полезный.
Впрочем, я капитально отвлекся. Какой-то «подарок» нам все равно сделают, и если не на сам его смысл и назначение, то хоть на выбор оберточной бумаги и способа завязывания бантика из ленточек, повлиять через общественное мнение мы немножко можем.
И вот тут мы плавно переходим к следующей части, оставив на время фантастические концепции. Проблема вырисовывается более реальная, причем посчитанная, спроектированная, согласованная и подписанная.
Продолжение следует...