Вы здесь

Юрист, общественник
18 декабря 2017 - 07:31 Просмотров: 179

ОПа: зачем и почему?

Как все начиналось

В далеком 2008 году молодой человек, мечтавший о больших свершениях, подвигах и открытиях на благо Родины и своей семьи, задумался. Думать было есть о чем: в регионе формировался новый орган - Общественная палата. Мало кто представлял, что ЭТО и с чем ЕГО едят. Я - тот самый задумчивый молодой человек - тоже этого совершенно не представлял. Но желание попасть в эту самую ОПу было. Видимо, еще и потому, что накопить денег и попасть в Думу казалось вообще маловероятным. А приложить свою активность и позаниматься чем-то еще, кроме работы и юридической практики, «ой, как хотелось»!

План действий созрел достаточно быстро: нужно найти людей, которые принимают решение о приеме в эту самую ОПу и доказать, что я тоже достоин. По ходившим тогда слухам, первым руководителем ОПы должен был стать президент Саратовской академии права Федор Андреевич Григорьев.

Именно при Федоре Андреевиче я поступил в 1997 г. и закончил в 2002 г. Академию права, однако, к сожалению, лично руководителя своей «альма матер» не знал и даже никогда один на один с ним не общался.

Пришлось включить все свои знакомства, чтобы меня представили «будущему модератору» Общественной палаты. В одном из кабинетов областной думы проходило собеседование кандидатов в члены палаты с теми общественниками, которые уже были избраны по спискам Губернатора и Думы. Какие-то, ранее неизвестные мне люди собрали нас - человек 30-40 кандидатов - и пытали своими вопросами, заставляли рассказывать о себе и дискутировать на какие-то важные темы. Системного подхода в этих разговорах я не увидел, но, как говорится, со своим уставом в чужой монастырь не ходят.

Конечно, что уже тут скрывать, ходили слухи - без участия Партии в формировании первого созыва ОПы не обошлось. Говорили, что итоговый список согласовывал главный партиец-медик Саратовской области. Верить эти слухам или нет - даже не знаю, но свою подробнейшую анкету я передавал еще и в партию через своих друзей.

В ОПу первого созыва я прошел и это при том, что «ни я не знал, ни меня не знали». Хорошо это или плохо - сложно сказать. Даже сейчас у меня есть два мнения на этот счет. С одной стороны - плохо, что туда брали не по заслугам. С другой - хорошо, что возможность попасть в ОПу существует у всех активных и пробивных.

Друзья Ипатова

Если сравнивать первый состав ОПы со сказочными персонажами, то созыв 2008-2010 гг. - это спящая красавица. Откровенно говоря, мы спали в прямом и переносном смысле. В состав палаты входило много заслуженных и уважаемых людей, некоторым из которых было физически тяжело переносить наши заседания: они засыпали в начале и просыпались под конец. Но самая главная наша беда была в том, что мы поддакивали власти во всем. Ни слова критики - вот таким был наш девиз.

Никто не знал, что делать, как делать, и главное - для чего и для кого это все нужно. Тыкались, как слепые котята.

Единственное, что у нас было - это удостоверения и значки, которые придавали статус и возможность беспрепятственного вхождения в государственные учреждения. ОПу никто не знал и не признавал. Мы вручали власти свои грамоты, власть нам в ответ тоже вручала благодарности, которые до сих пор висят на стене моего кабинета. За что они - даже не знаю.

«Мир, дружба» - хороший девиз. Самое ценное и запоминающееся за весь первый созыв ОПы - это дружба и знакомство с интереснейшими людьми. Генералы Синюков и Фарфилов, президент нотариальной палаты Грушицина и Надежда Васильевна Сатарова, борец с коррупцией Шишанов и, наконец, собственно - Федор Андреевич Григорьев - умнейший и авторитетнейший человек. Я перечислил только тех, с кем довелось наиболее плотно общаться и работать. В завершающий год работы под крылом Федора Андреевича Григорьева мне запомнились два момента. Во-первых, председатель Комиссии по законности, правопорядку и защите прав граждан, в состав которой я входил, г-н Синюков ушел в Министры культуры, а мне Федор Андреевич предложил занять его место. Конечно же, я с удовольствием это сделал. Кроме того, в 2009 году был создан такой негласный Президиум Палаты, в который Григорьев позвал 5-7 человек и советовался с нами по самым значимым вопросам - правда, не помню каким.

Вот в такой тихой дружеской обстановке мы и провели два первых года. Это был период зарождения палаты.

Кризис власти: не до ОПы

Когда в 2010 году наступил законодательный срок созывать новую ОПу, случился кризис. Верхушка власти не могла договориться. Губернатор Ипатов тянул одеяло на себя, партийцы - в свою сторону. Дума и Губернатор составили свои списки членов ОПы - по 16 человек, которые, собравшись вместе, должны были избрать новых 32 члена. Ипатов хотел оставить председателем ОПы Федора Андреевича Григорьева, дума боролась за назначение г-на Шинчука.

Тайная дипломатия, вербовка выборщиков из списков, переговоры с кандидатами - вот признаки того «смутного времени». Борьба развернулась такая серьезная, что многие задумались, а чем эта ОПа хороша, что из-за нее так дерутся. Из разговоров с «бывалыми» я понял, что борьба идет за «цвет ОПы»: либо она дружит с губернатором, либо она «мочит его».

Первые выборы ОПы провалились. Была провалена явка, возникли вопросы к протоколам и бюллетеням, затем несколько кандидатов сложили с себя полномочия и ОПа, так и не родившись, самораспустилась. Как мне потом рассказывали инсайдеры, несколько кандидатов в новый состав ОПы, в том числе и я, оказались одновременно и в губернаторских списках выборщиков, и в списках выборщиков от облдумы. Это настораживало.

Федор Андреевич, не желая участвовать в войнушке, благоразумно самоустранился.

Год палаты не было вообще. Это было нарушением закона, но решить вопрос с избранием не удавалось. Я даже по собственной инициативе решил выступить по обыкновению медиатором для согласования выборов, но был мягко послан обеими сторонами конфликта. Типа «Тебе больше всех надо? Сами разберемся».

Вопреки всем теориям, после периода зарождения палаты «младенец» заболел.

ОПпозиция

Спустя год кризиса, проведя крутую спецоперацию, партийцы победили, сформировав ОПу с серьезным перевесом. Ряды губернаторских выборщиков дрогнули. Один из бойцов-выборщиков Ипатова перешел в стан противника. По-моему, это был кто-то из школьных учителей. Палата перестала дружить с властью и встала в оппозицию. Председателем выбрали Бориса Леонидовича Шинчука. О нем я тоже скажу позднее.

Что такое оппозиция я особо не знал, в политические игры не играл, но видя, как мои старшие коллеги «мочат» губернатора и его команду, стал понимать смысл этого западного словечка. Ипатову доставалось за все. Правильно это или нет - сложно судить. Но то, что членов ОПы перестали пускать в здание правительства - факт. В какой-то момент Губернатор перестал отвечать на письма ОПы и сразу получил за это. Мы обратились в суд и признали бездействие губернатора незаконным. Волжский суд, по-моему, в первый раз признал бездействие Ипатова нарушением закона. Областная инстанция нас поддержала. Маневра для действий у ОПы было мало, законодательных рычагов никаких - губернатор не давал нам таких возможностей. А мы не давали прохода за это ему. Или не за ЭТО...

Из хорошего: мне удалось познакомиться и подружиться с замечательными людьми, вошедшими в новую оппозиционную ОПу. И еще: я, наконец, научился помогать простым людям. Самое первое, что я смог сделать и чему искренне рад - помог девочке-сироте получить жилье, в очереди за которым она стояла много лет. Это было очень странно. Месяц походов по властным коридорам - и она получила благоустроенную квартиру. Потом целый год присылала мне фотографии своей семьи и процесса обстановки мебелью своего жилья. Это моя первая маленькая и приятная победа на общественном поприще. Потом были еще маленькие подвиги, но первые впечатления - самые яркие.

В завершении работы ОПы «оппозиция добилась смены власти в регионе» - это я так шучу. А если серьезно - Ипатова отправили в отставку, на его место был назначен г-н Радаев. При формировании нового правительства Борису Леонидовичу Шинчуку был предложен пост Министра. Он пожал всем нам руки, поблагодарил за работу и ушел в Правительство. Кстати, как и обещал: Шинчук Борис Леонидович - человек-энциклопедия. Знаток истории, этикета и множества анекдотов, незаменимый тамада, умеющий объединять вокруг себя самых разных людей и договариваться с ними.

В ОПе наступал период безвластия. Члены палаты переговаривались друг с другом относительно выдвижения в председатели кого-то из действующих членов. Ходили разные слухи, но того, что случилось позднее, не ожидал никто.

«Соломоныч 2.0»: инъекция в ОПу

Больному ребенку, мучительно сложно рождавшемуся, а потом боровшемуся с властью за свое существование нужна была инъекция. И такую прививку ОПе сделали.

Из областной думы срочно ушел по собственному желанию и был делегирован Губернатором в состав ОПы Александр Соломонович Ландо. И хоть старому составу ОПы оставалось доработать всего ничего - несколько месяцев - было понятно, что такой человек пришел всерьез и надолго.

Честно говоря, я уже сам приготовился к прививке «от Соломоныча» и, как мне казалось, сработаться с ним не удастся  - в силу разности характеров и другого менталитета.

Об Александре Соломоновиче Ландо в нашем регионе не слышал только глухой. Хотя глухой, наверняка, его видел. Кипучая активность Соломоныча, как его называют многие, известна всем и распространяется на все сферы и даже больше. Одни его боятся, другие над ним смеются, однако и те и другие - с ним считаются.

Вот такой человек переходил в ОПу. Сразу же с его приходом, Радаев выделил ОПе собственное помещение - небольшой особняк на Яблочкова с актовым залом для проведения заседаний. Внесены были изменения в закон об ОПе - срок полномочий возрос с 2 до 5 лет. По аналогии с Думой.

И это за несколько месяцев до окончания работы палаты 2-го созыва.

В третий созыв палаты я тоже подал документы, однако понимания, попаду я туда или нет, у меня не было. В момент голосования в члены ОПы я находился на зарубежной юридической стажировке и только по телефону от коллег узнал, что я с трудом набрал необходимое количество голосов, попав практически в последний вагон уходящего поезда. Повезло.

Работа закипела. Был создан аппарат палаты. Расширены полномочия ОПы: право законодательной инициативы, право проведения нулевых чтений - такого нет пока ни в одном регионе России. Палата выдвигает кандидатов в уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей.

Самая бурная активность лично для меня оказалась связанной с защитой права на справедливость. Это и пример с моими друзьями и знакомыми, и ситуация с незнакомыми мне людьми, которым мы помогали. Беспредельные судебные решения, незаконные действия правоохранительных служб, мошенники из салонов красоты и риэлторских контор - это не полный, но яркий список дел, которыми в глубине души я горжусь. Лично по моим наблюдениям удается помочь только 7-10 процентов из всех обратившихся. Много это? Пожалуй, мало! Но тренд и главный вектор ОПы для меня, наконец-то, стал понятен - это борьба за справедливость. Вот ей-то нам и нужно заниматься!

Об этой самой «борьбе за справедливость» мы много спорим внутри палаты и с внешним миром. Мы очень много спорим, но, что особенно удивительно и приятно, в спорах общественников между собой и даже с Соломонычем, побеждают аргументы. Авторитеты силы, власти не имеют такого значения, как авторитет справедливого аргумента.

Приносит ли ОПа дивиденды? Спорный вопрос! Если считать дивидендами доход, то нет, скорее наоборот - забирает. Командировки, выпуск газеты, организация и проведение мероприятий, время - все за личный счет членов ОПы - однако, это не пугает. На этом этапе жизненного пути многим, да и мне тоже, важны самореализация и получение удовлетворения от тех сложных задач, которые получается решать.

ОПа-2018 или АКТИВНЫЕ ГРАЖДАНЕ - кто они?

Совершенно очевидно, что в новый состав ОПы заявок будет еще больше, чем в два предыдущих. Это нормально. Авторитет и известность ОПы растет. Ни одного дня нет без новостей про ОПу и связанные с ней события. У общественников появляются реальные рычаги для работы и помощи людям. ОПа не дружит с властью, но и не воюет с ней - выстраивается конструктивная работа по самому широкому спектру вопросов дня. В каком-то вопросе можно и подружить, в другом - поругаться. Примеры оставления чиновниками своих должностей после вмешательства ОПы есть и они уже не единичны. Примеры переписывания законов после критики членов ОПы стали обычными. ОПу слышат.

В ближайшие 3-4 дня будет озвучены списки Думы и Главы региона по кандидатам в ОПу. Каждый из них формирует по 21 представителю. Затем 42 избранных члена палаты собираются вместе, объявляют конкурс и выбирают оставшихся 21.

Всего в новую палату будут избраны 63 члена сроком на 3 года.

Очевидно и то, что среди кандидатов будет огромное число людей, желающих попасть «на заслуженную пенсию» после ухода с больших постов. Бывшие чиновники, крупные бизнесмены, партийцы всех цветов и мастей, родственники и друзья известных людей - думаю, что так и будет. Видимо, главный принцип, по которому стоит отбирать членов новой ОПы - их активность и жизненная позиция. Активным можно быть в любом возрасте: мои личные наблюдения показывают, что среди 20-30-летних много стариков, и наоборот - среди 60-70-летних есть много активных юнцов, живущих полной грудью.

Думаю, правильно сделать выборы в новый состав ОПы открытыми, чтобы кандидаты смогли рассказать о себе, своей жизненной позиции, своей активности, планах и проектах. Все это должно быть в присутствии других кандидатов, выборщиков и средств массовой информации. Тогда вопросов к прозрачности процедуры формирования ОПы не будет.

А по поводу нового председателя моя позиция такая - нужна еще одна прививка «от Соломоныча»!

С февраля 2018 года новая палата начнет работать, конкурс-отбор будет объявлен в самые ближайшие дни. Среди моих друзей и знакомых в личной жизни и по социальным сетям, в том числе по Facebook, много активных людей. Если есть желание - дерзайте, пробуйте себя в ОПе. Я, пожалуй, тоже попробую!

Статьи