История уголовного преследования фермеров Свотневых у многих на слуху. Кратко напомню содержание предыдущих серий.
Фермеры в Ровенском районе «жили - не тужили», никого не трогали, и их никто не трогал, пока местная администрация не предложила субсидию. Вроде так положено, да и отчитаться надо, что субсидии розданы простому народу. Ну а получить поддержку «за даром» от государства - не каждый день такое счастье выпадает. Как известно, бесплатный сыр лежит только в мышеловке. Но разве все об этом помнят, когда «звенит деньга»?
Так и в случае со Свотневыми. Подали заявку, получили субсидию, освоили. Визит сотрудников ОБЭП не заставил себя ждать.
Оперативники из Энгельса нагрянули сами, даже жалоб и обращений не получив. Как потом эти оперативники объяснились: «поступил сигнал».
Обработка этого сигнала велась оперативниками по двум направлениям.
Первое - закрепление доказательственной базы. Опера из Энгельсского ОБЭПа встретились со всеми сотрудниками фермеров Свотневых и убедили последних дать показания об их уровне заработной платы. Написать, что получали ежемесячно по 6-7 тысяч рублей, cотрудники отказывались, но угрозы «сесть» вместе со Свотневыми сыграли свою роль. Впоследствии именно низкий уровень заработной платы повлиял на возбуждение уголовного дела по статье 159.2 УК РФ. Фермерам вменили невыполнение условий получения субсидий. При получении субсидии Свотневы обязались платить средний по региону уровень заработной платы своим работникам, а платили, по версии следствия, на 250 рублей (!!!) меньше!
Второе направление в работе оперативников оказалось более интересным - Свотневым предложили за 300 тысяч рублей прекратить их уголовное преследование. На беседу к Свотневым пришел бывший коллега сотрудников ОБЭПа - товарищ по райотделу. Разговор с этим «товарищем» оказался записан на диктофон и передан в полицейское УСБ. Страшные оперативники УСБ тихо «замухоморили» эту служебную проверку. За деньги или просто по халатности - не знаю, утверждать не берусь. Оказалось, что кто-то (видимо, из УСБ) попросту «слил» Свотневых и «ловля на живца» оборотней в погонах была провалена.
А вот дело в отношении самих Свотневых, напротив, набирало обороты. Полицейский следователь Карпенко подготовила обвинительное заключение на фермеров. Прокурор Ровенского района Зубрилов утвердил его и направил дело в суд. Суд вынес обвинительный приговор, приговорив Свотневу к реальному сроку лишения свободы с отсрочкой наказания по причине наличия малолетних детей.
Поднялся большой резонанс: подключились региональные журналисты, программа «Человек и закон», депутаты Госдумы, общественники.
Областной суд пересмотрел дело и оправдал Свотневу. Редкий случай! Редчайший! Достойный восхищения!
К чести прокуроров - оправдательный приговор они не обжаловали.
К чести фермеров - они не остановились и настаивают на полном разбирательстве их незаконного уголовного преследования.
Фермеры и их работники, на которых давили следователь и оперативники ОБЭПа, написали заявление о возбуждении уголовного дела в отношении полицейских, следователя и прокурора.
Вроде бы все логично: фермеров оправдали, значит их уголовное преследование незаконно. Значит, те, кто их преследовали, умышленно либо по халатности нарушили закон.
Оказалось, что это не так. Законы логики в юриспруденции не действуют.
Мне в руки попали любопытные документы - материалы проверки. Теперь уже сотрудники Следственного комитета России проверяли своих коллег из МВД и прокуратуры на предмет нарушения УК РФ. Документов много и следственных действий тоже было проведено много. Допросы, очные ставки, выемки, осмотры.
Итог проверки предсказуемо несправедлив: оперативники честны, следователь хорош, а прокурор просто великолепен!
При этом остановлюсь лишь на двух выводах, которые заслуживают «Оскара» в сфере юриспруденции (напишу их дословно):
- к пояснениям 6 (шести) свидетелей, сообщающих об оказании на них воздействия следователем Карпенко, следствие относится критически, не берет их за основу, поскольку данные пояснения не согласуются между собой, противоречат разумной логике. Одновременно с этим показания следователя Карпенко являются последовательными, обоснованными, не содержат невразумительных фраз, подтверждены материалами уголовного дела и соответствуют разумной логике;
- второй вывод следователя я просто выложу фотофайлом. Как говорится, комментарии здесь излишни.
Отдельно перечислю методы работы некоторых оперативников из Энгельса, чтобы местные бизнесмены и обычные граждане знали и были готовы к встрече с этими ребятами, которые продолжают стоять «на страже закона и порядка». Надеюсь, что честных полицейских в Энгельсе все же больше, чем негодяев. Так вот, из материалов проверки я узнал, что оперативники могут:
- сами искать потерпевших и уговаривать их написать заявление о возбуждении уголовного дела;
- указывать налоговым инспекторам, какие налоговые декларации от налогоплательщика принимать, а какие нет;
- отправлять «переговорщиков» для урегулирования отношений с обвиняемыми и подозреваемыми;
- рекомендовать оговорить в совершении преступления третьих лиц;
- сажать свидетелей на трое суток за отказ в даче нужных следствию показаний;
- устраивать проблемы родным и близким свидетелей;
- писать протоколы допроса самостоятельно за свидетелей, подходя к этому делу творчески.
Как говорится, продолжение следует...
Остается надеяться, что справедливость в деле Свотневых будет восстановлена, а «заслуженная награда» найдет своих героев!