Вы здесь

31 января 2018 - 16:46 Просмотров: 88

Бульвар многоразового использования

Реконструированный в прошлом году в Саратове бульвар на улице Рахова, от разговоров о судьбе которого все только-только начали отдыхать, скоро снова будет «на всех экранах» и «из всех утюгов». Как говорится, «песне ты не скажешь «До свиданья!», песня не прощается с тобой». А 110 миллионов рублей, которые угрохали на реконструкцию, еще, возможно, покажутся многим из нас не такой уж большой суммой.

Через 25 с лишним лет после развала СССР главным событием в жизни почти миллионного города Саратова стал ремонт одного бульвара на одной улице. Если бы советским секретарям обкомов и горкомов рассказали об этом, они бы подумали, что сошли с ума. Ведь сами-то ездили открывать новые школы и заводы, а не детсады после ремонта, как нынешние местные управленцы.

Но времена не выбирают. В них живут, стоя в пробках перед Привокзальной площадью с «макетом реконструкции» в виде ярких фанерных тумб и кругов на асфальте, и умирают - от смеха сквозь слезы. Потому что сложно реагировать иначе на ситуацию, когда латание дыр в советской инфраструктуре (ремонт улиц, стадионов, школ и детсадов) власть преподносит как невероятный прорыв, развитие и обновление. А свои усилия (на бюджетные, между прочим, деньги, взятые с нас же, в виде налогов) - чуть ли не как подвиг.

Как ни крути, ремонт пешеходной зоны на Рахова стал частью истории города. Дополнительный оттенок красоты (и садизма?) ему придает тот факт, что обошелся он в 110 миллионов рублей. Для простого человека это сумма из серии «Да хоть миллиард!» Ведь все равно не понятно, много это или мало. Тогда для справки: стоимость новой развязки на Стрелке в ценах 2012 года - не в разы, не «на порядок», а лишь примерно на четверть больше той суммы, в которую обошелся обновленный бульвар. Причем в стоимость входят все строительные работы и даже выкуп недостающих участков земли. Готовая развязка «под ключ» на Стрелке стоила бы городу примерно 140-150 миллионов рублей. Но не сложилось. Ответственные товарищи, которые раздают деньги, решили, что бульвар важнее.

Поразительно другое. Когда в соцсетях пошла волна недовольства (порубленными в ходе «модернизации» бульвара здоровыми большими деревьями, огромными суммами затрат и т. п.), сразу нашлись местные жители, которые не стали тихо радоваться, гуляя по бульвару. Нет, они тоже ломанули в соцсети и принялись горячо поддерживать. Как написали бы советские газеты, «бурными аплодисментами, переходящими в овацию». Особенно отличились некоторые блогеры. Все, мол, правильно. Мы рады. И правильно то, что Москве виднЕе, что нам нужнЕе.

Казалось, с Рахова закончили. Отшумели, отрефлексировали, погоревали и приготовились гулять по ней летом без тени утраченных деревьев.

Но после новогодних праздников стало ясно, что отдыха от Рахова не предвидится и в новом году. Недавно областная правительственная газета опубликовала размышления политолога Дмитрия Олейника, аж на целую газетную полосу, в которой он мощно заявил о своих амбициях как специалиста по организации городской среды. Ключевая идея г-на Олейника состоит в том, что ремонт бульвара на Рахова следует продолжить. На этот раз - от улицы Вавилова до Кутякова.

Конечно, по умолчанию мы будем считать, что г-н Олейник транслирует исключительно собственные идеи по благоустройству Рахова. Впрочем, как сказала бы молодежь, «это не точно».

В тексте много всего примечательного и забавного, к примеру, «не совсем уместный памятник Кирову» (это в Кировском-то районе) и «не гармонирующая с ним районная Доска почета». А еще куча советов на любые темы.

«Если пофантазировать дальше, можно предложить наполнить бульвар звуками. Это могло бы быть неким прообразом городского уличного радио, а конкретно на этом участке мог бы быть установлен громкоговоритель, стилизованный под предвоенные, и его можно было бы использовать при проведении мероприятий для школьников», - пишет Олейник.

А можно еще сигнал тревоги по громкоговорителям передавать, правда? «От советского информбюро». Чтобы еще больше невротизировать и без того находящихся в постоянном стрессе от «качества городской среды» саратовцев.

Г-ну Олейнику в связи с этим не помешало бы хотя бы самую малость вникнуть в тему уже реализованного радиовещания на проспекте Кирова, против которого годами воевали жители этой улицы. Музыка и реклама из динамиков на столбах делали их жизнь совершенно невыносимой, о чем они написали в администрации и СМИ десятки писем и обращений. Но на месте жителей домов на Рахова я бы на всякий случай уже напрягся. «Радио Рахова», возможно, теперь не за горами.

Фонтаны на этой улице (на пересечении с Московской) видятся автору «полуразрушенными», и он убежден, что их «надо реконструировать». Вероятно, видные общественники подзабыли или не знали, что две чаши фонтанов перед очередными сравнительно недавними выборами (или правильнее было бы писать «выборами» - в кавычках?) были капитально отремонтированы. На бюджетные, опять же, деньги. И минувшим летом они исправно работали.

Политолог Олейник может себе позволить пространное высказывание на газетную полосу. Но получат ли ее под свои размышлизмы, а также архитектурные, ландшафтные и градостроительные фантазии простые горожане? Те, кто хотят для себя немножко не то, что «комфортной и современной», а хотя бы минимально-городской среды за пределами исторического центра? Чтобы тротуары напоминали тротуары, а не грунтовки на опушке леса, и фасады с балконами не падали на головы? Нет. Им трибуна не светит. Комментарии в соцсетях писать можно? Можно. Вот и пишите.

Хотя почему снова именно Рахова? Почему не потратить деньги на серьезную реконструкцию бульвара на проспекте 50-летия Октября в Ленинском районе? Средняя ширина бульвара на Рахова - 25 метров, максимум - 30. Средняя ширина бульвара на проспекте 50-летия Октября - 50 метров, максимальная - около 60-ти. Такого объема хватит не то, чтобы устроить велодорожку и собачью тропинку, как на Рахова. (И это мы еще не видели «ДТП» на обновленном бульваре, когда велосипедисты начнут врезаться в пешеходов, а собаки тех, кто не понял, что велодорожка - только для велосипедистов, будут упорно лезть под колеса. Этот опыт и привычка к нормальному сосуществованию горожанам еще только предстоят). На проспекте в Ленинском районе при такой ширине можно построить образцовый бульвар, где мамаш с детьми, владельцев собак и велосипедистов легко развести по специальным дорожкам таким образом, что они вообще не будут пересекаться. Оставшейся площади все равно хватит на любые ландшафтные, спортивные, развлекательные, природные и прочие объекты.

Представители власти сейчас продвигают идею о том, что горожане, мол, могут повлиять на выбор мест, куда можно было пристроить федеральные деньги на создание городской среды (их-то и хотят, вероятно, снова потратить на Рахова).

И предлагают направлять свои предложения кидать в специальные урны, уже установленные в фуд-кортах торговых центров.

Здесь появляются два критических соображения.

Во-первых, нам пока не сообщили о судьбе тех предложений и отзывов, которые саратовцы оставляли в урнах на Привокзальной площади. Эти мнения вообще кто-то учел? Бумажки из этих урн кто-то видел?

Во-вторых, на выборах наши земляки и сограждане, знаете ли, тоже приходят бросить свой бюллетень в урны. И не всегда то, что они там указывают, совпадает с мнением партии и правительства. Но какое бы мнение ни было у простых граждан, результат всегда удивительно удачно совпадает с мнением тех, кто был и остается у руля.

Создателю массового автомобиля, американскому предпринимателю Генри Форду приписывают фразу «Вы можете получить автомобиль любого цвета, при условии, что этот цвет будет черным». Есть опасение, что нечто подобное будет и здесь: какие бы территории и конкретные места города саратовцы не отмечали в предложениях «для урн», все равно отремонтируют улицу Рахова. А уж в 2019-м году наверняка найдется какой-нибудь «политолог», «общественник», приближенный к власти архитектор, инициативный строитель или урбанист, который напишет очередную полосу в газете и призовет в ней: «Зачем же останавливаться на Кутякова?! Давайте уж сделаем Рахова целиком, до Соколовой!»

Так что рассчитывать на преображение в духе «комфортной современной городской среды» каких-то иных территорий Саратова, кроме обещанного «самого большого в Европе пешеходного кольца», пожалуй, не стоит.

Экономический кризис, на словах первых лиц, у нас непрерывно заканчивается. На деле же конца ему не видно. А значит, «денег нет», как сказал как-то раз премьер, и «держаться» всем нам предстоит еще неизвестно сколько. Тем же, кому не повезло жить в пределах центра Саратова, в той или иной форме, по сути, сообщают простую вещь. Не жили хорошо? Ну, так и не фиг начинать.

Статьи