Большинство кампаний по выборам глав регионов осенью 2017 года (в том числе и в Саратовской области) оказались «референдумными». К такому выводу пришли эксперты прокремлевского Фонда развития гражданского общества.
Аналитики ФорГО отмечают, что в 2012-2016 годах губернаторские выборы проходили по «референдумным» сценариям (победители были известны заранее, борьба если и велась, то только за вторые места). В этом году, по их мнению, все складывается аналогичным образом. При этом они критикуют тех специалистов, которые говорят, что в данном случае следует вести речь только о «электоральной процедуре», которая оформляет фактическое назначение, а не о понятии выборов, а также о манипуляции гражданами.
Авторы исследования также заметили, что из 16 регионов, избирающих глав в этом году, только в двух - в Белгородской области и Мордовии, губернаторы абсолютно доминируют в местной политике, и у них нет и не может быть конкурентов в принципе. В свою очередь в Саратовской области, отмечают в ФоРГО, в 2012 году главой был назначен Валерий Радаев и с тех пор «ситуация в области более чем стабильная, тем более, что Вячеслав Володин продолжает пристально «опекать» ее и Радаева».
При этом Пермский край, Новгородская, Рязанская и Ярославская области до недавнего времени, по оценкам экспертов, управлялись слабыми либо ослабевшими и скомпрометированными в ходе элитных конфликтов губернаторами. Однако «Кремль везде обнулил игру» и назначил врио, не связанных с предшественниками и выстраивающие мирные отношения с оппозиционерами.
В связи с этим эксперты пришли к выводу о том, что в 10 регионах из 16, где пройдут выборы губернаторов, отсутствует сама почва для электоральной конкуренции, либо потенциальные конкуренты предпочли «пропустить ход». Кроме того, в фонде посчитали, что в большинстве случаев и партии, и политические инвесторы стараются сейчас не «пережимать» из-за близости президентских выборов, «встать на паузу», что является следствием «президентоцентричности» отечественной политической системы.
В своем докладе аналитики Фонда развития гражданского общества также предложили в будущем «реновировать» муниципальный фильтр, но не отменять его полностью. По их мнению, необходимо снизить его (фильтра) верхнюю планку и запретить собирать и сдавать в комиссии подписи в количестве большем, чем необходимо для регистрации для того, чтобы никто не мог больше манипулировать «задвоенными подписями», а сами кандидаты тщательно подходили к работе со своими сторонниками.
«На наш взгляд, в первую очередь следует исключить на будущее саму возможность повторения ситуации, когда кандидат парламентской партии, представленной в большинстве муниципалитетов региона, оказывается на обочине. Мы полагаем, что если партия представлена в 25 и более процентах муниципалитетов региона (хотя бы даже одним депутатом), то ее кандидат должен освобождаться от сбора подписей и регистрироваться автоматически. Нам наверняка возразят, что тогда на муниципалов начнут оказывать давление, побуждая их сложить мандаты или партбилеты или, напротив, вступить в какие-то партии. Чтобы сразу поставить этому заслон, надо прописать в законе, что суммарное партийное представительство в муниципалитетах рассчитывается только на основе итогов последних выборов и дальнейшие переходы и прочее во внимание не принимаются», - сделали вывод эксперты фонда.