По итогам октября Саратовская область ухудшила показатели в рейтинге социально-политической устойчивости регионов. К таким выводам пришли эксперты Фонда «Петербургская политика», опубликовавшего очередное - ежемесячное - исследование.
Если в сентябре уровень стабильности в нашем регионе был оценен в 6,5 балла, то в октябре он понизился до 6,4 балла.
Дестабилизирующими факторами, негативно влиявшими на ситуацию в регионе, эксперты назвали такие события как:
- Отставка главы облизбиркома Павла Точилкина после критики со стороны ЦИК за организацию выборов;
- Введение режима ЧС в Балашове из-за отсутствия отопления;
- Открытое письмо жителей Балашовского района Владимиру Путину с жалобой на «правовой беспредел» местных властей;
- Обвинительный приговор (пять лет лишения свободы) бывшему председателю комитета по имуществу Балашовского района Татьяне Саврасовой за превышение должностных полномочий.
Позитивное влияние на ход событий оказали постановление правительства РФ о создании территории опережающего развития в Петровске и открытие в Энгельсе (с участием губернатора Валерия Радаева) завода по производству рельсовых скреплений.
Значимыми событиями (но без знака «плюс» или «минус») эксперты посчитали назначение на пост и.о. главы Саратова депутата Госдумы Михаила Исаева и предложение Валерия Радаева повысить в области плату за капремонт.
Что касается ситуации в регионах в целом, авторы исследования отмечают следующее:
«Завершение осенней ротации губернаторов должно было подвести черту под периодом потрясений в региональной политической жизни и обозначить более четкую рамку правил игры для подготовки и проведения президентских выборов на ближайшие полгода. Логика переориентации политической системы под решение главной задачи политического сезона требовала принятия мер по минимизации возникающих трений и если не придания региональным элитам уверенности перед проведением выборов, то, по крайней мере, предоставления передышки на несколько месяцев для концентрации на теме выборов. Однако, как показали события октября, говорить о полном решении этой задачи пока преждевременно.
В числе не снятых к настоящему времени противоречий можно выделить:
1. Конфликт между отвечающий за проведение выборов «гражданской» властью и приоритетами силовых структур, связанных в том числе с «антикоррупционной» кампанией.
2. Конфликт между необходимостью демонстрации единства властной вертикали и несбалансированностью в межбюджетных отношениях.
Ожидания регионами получения преференций от Центра вполне естественны. Однако выбор схемы таких преференций может оказаться конфликтным. Иллюстрацией этого стала попытка изменения сложившейся в последние годы системы дотаций, воспринятая как удар по экономически успешным регионам в пользу аутсайдеров. Это ставит в сложное положение как губернаторов-«ветеранов», так и «технократов», имеющих меньше опыта адаптации регионов к периодическому серьезному пересмотру установившихся правил игры».