Вы здесь

В России уровень частного потребления достиг трехлетнего максимума

19 октября, 2017 - 10:48

Частное потребление в России достигло максимума за последние три года, сообщает сегодня, 19 октября, «Коммерсантъ».

В годовом выражении оборот розничной торговли вырос на 3,1 процента (на 1,9 процента в августе), что оказалось максимумом с декабря 2014 года, ссылается издание на данные Росстата. В первом полугодии потребители в основном реализовывали отложенный спрос на промышленные товары, а с августа переключились на продовольствие (свою роль сыграли большой урожай и резкое замедление продовольственной инфляции). В итоге в сентябре оборот торговли продуктами вырос на 3,7 процента в годовом выражении (1,7 процента в августе).

«Люди увеличивали спрос на свежий поток овощей и фруктов на рынке и активно делали заготовки», - заявил «Коммерсанту» Игорь Поляков из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). По словам эксперта, с учетом сезонности за сентябрь потребление продовольствия выросло на 1,7 процента (0,7 процента за август), а в третьем квартале в среднем за месяц росло на 0,8 процента (во втором стагнировало). При этом спрос на непродовольственные товары сокращался на 0,1 процента после роста на 0,3 процента кварталом ранее.

Примечательно, что в сентябре динамика частного потребления обогнала рост реальных зарплат (по оценке Росстата, он составил 2,6 процента). При этом номинальные зарплаты продолжали снижаться, а реальные доходы оставались на 0,3 процента ниже, чем год назад.

Вместе с тем наблюдался рост частного кредитования: в сентябре объем заимствований увеличился на 7,6 процента, в том числе необеспеченных ссуд - на 5,5 процента. Однако, как считает Игорь Поляков, из-за переноса индексации зарплат бюджетникам на 2018 год динамика кредитования в четвертом квартале должна снизиться.

«Рост ВВП наблюдается уже почти год, а доходы продолжают падать. Исходя из экономической теории, это означает, что рост ВВП не имеет качественной основы, а увеличение добавленной стоимости происходит преимущественно за счет внедрения неэффективных проектов и непроизводительных затрат», - ссылается издание на свежее исследование потребительских настроений Центра конъюнктурных исследований ВШЭ.

Статьи