В России почти в три раза выросло число нарушений при госзакупках - с 823 в 2016 году до 2 тысяч 200 в 2017 году. Такие данные содержатся в отчете Счетной палаты, сообщает сегодня, 26 апреля, РБК.
В финансовом выражении объем этих нарушений в минувшем году превысил 104 миллиарда рублей против 48,8 миллиарда рублей годом ранее. При этом экономия бюджетных средств снизилась с 9,9 процента (2016 год) до 6,7 процента (2017 год).
В СП объясняют эту динамику увеличением числа контрольных мероприятий, завершением формирования методической базы по проведению аудита в закупках, а также ростом доступности данных из официального портала госзакупок.
«Основные причины данной проблемы - это неправильное оформление первичных документов, низкая дисциплина поставщиков и заказчиков, отсутствие единой базы хранения документов и должного контроля за исполнением», - считает гендиректор электронной торговой площадки «РТС-тендер» Владимир Лишенков. Он подчеркнул, что добиться большей прозрачности при исполнении госконтрактов можно с помощью автоматизации и цифровизации процесса.
Усилить контроль за госзакупками и повысить их прозрачность должна была Единая информационная система (ЕИС). Однако, по словам эксперта сервиса «Контур.Закупки» компании «СКБ.Контур» Марины Савуковой, ЕИС не дает ожидаемого эффекта, поскольку появляются постановления правительства, засекречивающие закупки Минобороны, ФСБ и СВР или позволяющие госкомпаниям не раскрывать поставщиков и подрядчиков, получающих контракты. «С такими решениями ни одна высокотехнологичная система не сможет дать больше информации, чем позволено законодательством», - отметила она.
По данным СП, в общей сложности в 2017 году было совершено корпоративных закупок на 27 триллионов рублей, объем нарушений при их осуществлении составил 13,8 миллиарда рублей (из них 3 миллиарда рублей – в регионах).
По утверждению аудитора СП Максима Рохмистрова, результаты мониторинга показали, что «положительных изменений в развитии системы корпоративных закупок не происходит». Мало того, выявленные в 2016 году недостатки не были устранены.
В связи с этим Счетная палата предлагает обязать заказчиков прописывать в положении о закупке «исчерпывающий перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком», порядок обоснования максимальных цен контрактов и запрет на конфликт интересов закупочной комиссии заказчика и участников закупок, пишет СМИ.
Напомним, по данным Минфина РФ, в 2017 году более 96 процентов закупок госкомпании осуществляли на неконкурентной основе. «Это закупки как у единственного поставщика (31,1 процента от общего объема закупок 2017 года), так и закупки с применением «иных способов» (65,4 процента от общего объема закупок 2017 года). Только 3,6 процента закупок осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов в соответствии с требованиями гражданского законодательства», - говорилось в аналитическом материале ведомства.