Вы здесь

Баталина и Касаева включены в число самых активных законотворцев ГД

18 января, 2018 - 09:21

По итогам осенней сессии в нижней палате парламента Ольга Баталина признана самым результативным представителем Саратовской области в Госдуме. Соответствующие данные содержатся в подготовленном фондом ИСЭПИ (совместно с Центром содействия законотворчеству) «Рейтинге законотворцев».

Напомним, в прошлом рейтинге, составленном по результатам работы депутатов в весеннюю сессию 2017 года, Ольга Баталина набрала 39,13 балла и заняла 12-е место, оказавшись единственным представителем своего региона в топ-50 (показатели спикера Госдумы Вячеслава Володина исследованием не учитываются).

В новом рейтинге Баталина заняла 18-е место, набрав 24,9 балла (0,5 балла - за активность и 24,4 - за результативность). В конце прошлого года она записала в свой актив один внесенный новый законопроект и три принятых из числа представленных к рассмотрению ранее. Основной вклад по баллам ей принесли закинициативы в сфере демографической (семейной) политики и поддержки инвалидов.

В топ-50 также дебютировала депутат Госдумы от Саратовской области Татьяна Касаева, которая ранее признавалась одним из самых малоэффективных парламентариев. Она поделила 31-32 места с Николаем Брыкиным, набрав 17,59 балла (2,19 балла - за активность и 15,4 - за результативность). Ее статистику сформировали четыре внесенных новых законопроекта и два принятых (пока только в целом) из числа ранее представленных к рассмотрению. Баллы Касаевой начислили по закинициативам в сфере поддержки семьи и опекунства, отраслевого регулирования и лоббизма, а также патриотизма и госсимволики.

Что касается общих тенденций законотворческой деятельности Госдумы в осеннюю сессию, здесь эксперты отмечают следующее:

«Общий вывод таков: сессия закрепила положительные изменения в качестве законотворчества, на что были направлены изменения в регламенте Госдумы в первые месяцы ее работы. Нынешний рейтинг свидетельствует, что Госдума действительно перестает создавать новые «законодательные завалы», высвобождая время для содержательной работы над актуальными законопроектами. Вносится все меньше новых и некачественных инициатив, а доля результативных законопроектов растет.

Начало меняться качество регионального законотворчества: доля законопроектов из регионов снизилась до наименьшего уровня за последние годы (до 18 процентов), тогда как количество принятых хотя бы в одном из чтений инициатив субъектов РФ в общей массе законопроектов выросло примерно вдвое (8,5 процента). В том числе из регионов поступили приоритетные социальные законы по проблемам федерального масштаба - развития жилищного самоуправления и защите трудовых прав наемных работников.

В Госдуме седьмого созыва продолжает развиваться практика совместного депутатского законотворчества. Доля совместных с сенаторами или заксобраниями, а также межфракционных инициатив во второй половине 2017 года оказалась рекордно высокой - это почти 30 процентов от числа всех внесенных инициатив с участием депутатов, что почти втрое чаще, чем в предыдущие годы.

На фоне расширения практики межфракционного законотворчества сохраняется и высокий уровень внутрипарламентского консенсуса по принимаемым законопроектам - устойчиво более половины одобряемых инициатив поддерживается всеми фракциями.

Благодаря коллективной работе фракций и повышению качества законодательной процедуры теперь Госдума активнее берет на себя авторство приоритетных законопроектов по отдельным важным социально-экономическим темам, которые раньше обычно вносило правительство.

В условиях, когда правительство остается автором до двух третей всех принимаемых законов, депутаты Госдумы сосредоточились на более активной доработке (в ряде случаев - переработке) правительственных законопроектов в период между первым и вторым чтениями. В исследовании приводится перечень наиболее важных правительственных законопроектов, которые были перенаправлены депутатами в более социальное и регионально ориентированное русло.

В основном выдерживается заявленный Госдумой курс на отход от практики «скоростного» законотворчества. Прекратились случаи принятия законов сразу в первом чтении и в целом. И только три законопроекта (1,5 процента от принятых) оказались «скоростными», пройдя за один день сразу второе и третье чтения.

Тематика собственных депутатских инициатив сохраняла явно выраженный социальный профиль. Наиболее популярные темы - сфера ЖКХ, благоустройства и жилищной политики, социальная и семейно-демографическая политика, защита финансовых и потребительских прав граждан, комплексная поддержка отечественного бизнеса или отдельных отраслей».

Статьи