По итогам декабря 2017 года Саратовская область ослабила позиции в рейтинге социально-политической устойчивости регионов. К таким выводам пришли эксперты Фонда «Петербургская политика», опубликовавшего очередное - ежемесячное - исследование.
Если в ноябре уровень стабильности в нашем регионе оценивался в 6,4 балла, то в последнем месяце прошедшего года Саратовская область набрала 6,3 балла, оставшись, тем не менее, в группе субъектов со средней устойчивостью.
Дестабилизирующими факторами, негативно влиявшими на ситуацию в регионе, эксперты назвали такие события как:
- Намерение прокуратуры внести в реестр «иностранных агентов» Саратовскую организацию больных сахарным диабетом после проверки, проведенной по заявлению студента медуниверситета Никиты Смирнова, возглавляющего штаб поддержки Владимира Путина на выборах президента;
- Задержание ФСБ начальника управления собственной безопасности ГУ МВД по Саратовской области Сергея Кашева;
- Приговор к 2,5 года лишения свободы бывшему главе администрации Балашовского района Александру Москалеву, признанному виновным в превышении должностных полномочий;
Позитивное влияние на позиции области оказали начало строительства нового моста через реку Камелик в Перелюбском районе, завершение строительства на территории группы компаний «Белая Долина» в Энгельсе логистического низкотемпературного комплекса, открытие губернатором Валерием Радаевым нового физкультурно-оздоровительного комплекса в райцентре Татищево и окончание реконструкции стадиона «Олимп» в Балашове.
Значимыми событиями (но без знака «плюс» или «минус») эксперты посчитали встречу Алексея Навального со сторонниками в Саратове и назначение на пост министра внутренней политики Елены Щербаковой, в отношении которой рассматривается административное дело о незаконных действиях во время ее работы главой Балашовского района.
Что касается ситуации в регионах в целом, то авторы исследования отмечают, что на нее все большее влияние оказывает начавшаяся кампания по выборам президента страны.
«Хотя на старте президентской избирательной кампании ситуация в регионах слабо затрагивалась в выступлениях кандидатов, очевидно, что для самих территорий тема выборов будет оставаться ключевой. Инерционный сценарий избирательной кампании внешне не содержит существенных рисков для действующей федеральной власти. Это, однако, отнюдь не гарантирует безоблачной жизни местным руководителям в силу целого ряда причин, обусловленных как конкуренцией между регионами, так и способностью Центра использовать выборный фактор для демонстрации элитам субъектов Федерации их подчиненного положения.
Наиболее остро в декабре выглядела тема противоречия между настроем политической системы на инерционный характер президентских выборов и задачами нагнетания явки. Действия первых лиц в течение декабря показали относительно несущественный характер изменений стилистики публичного продвижения власти, не содержащий пока неожиданных шагов по мобилизации провластного и оппозиционного электората. Поэтому возникают риски, что часть задач по созданию предвыборного «ажиотажа» может оказаться делегирована региональным элитам. Им приходится действовать с учетом двойственного характера имеющихся задач, а именно:
1. Необходимость обеспечить явку выше «естественного фона» при внешнем соблюдении декларируемых ограничений на коррекцию результатов голосования.
2. Призывы активнее использовать региональную повестку по привлечению избирателей (в том числе темы местных референдумов) при рискованности «расшатывания» местных повесток, «засушенных» во многих регионах. Интересно, что самые узнаваемые идеи местных референдумов (например, о переносе столицы Республики Коми) оказались в декабре заблокированы на стадии сбора подписей.
3. Конфликт между задачей временной политизации избирателей и недостаточным опытом в публичной политике части губернаторов-«технократов», в первые месяцы своего пребывания в регионах нередко подчеркнуто сторонившихся политической составляющей статуса глав регионов.
4. Противоречие между запросом с федерального уровня на «повестку праздника» для привлечения внимания избирателей и рост социального оптимизма и двойственным экономическим фоном, самоощущением у граждан переживаемой ситуации как «экономического кризиса», - говорится в исследовании Фонда «Петербургская политика».